Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цивилизация как этап развития человеческого общества

Понятие цивилизации в рамках социологического анализа

Определение 1

Понятие «цивилизация» стало активно использоваться, начиная с ХVIII в. До появления существительного использовалось глагол "цивилизовать" и причастие "цивилизованный". В "Общем словаре" А.Фуретьера в 1690 зафиксировано глагол "цивилизовать" как утверждение определенных норм. В 1757 г.. Термин используется маркизом де Мирабо в работе "Друг законов", под которым понимается смягчения нравов и знания, которые для этого используются. Впоследствии различия в толковании термина углубляются.

В рамках данного подхода цивилизация рассматривается как определенный ступень в развитии общества и культуры и, тем самым, является противопоставленной дикарству и варварству. Предмет внимания - не одна, а любая сторона человеческого бытия, совокупность всех форм жизнедеятельности того или иного общества - материальных, моральных, идейных, культурных, религиозных. Такая совокупность может рассматриваться как цивилизация в глобальном или локальном смысле.

Обобщая различные подходы к определению категории цивилизация, приходим к выводу, что под цивилизацией в глобальном понимании чаще всего предполагается высшая стадия развития общества.

Исследование и развитие теорий цивилизации в гуманитарных науках

Исследование цивилизаций были разделены на две сферы между представителями гуманитарных и социальных наук. Первые обращаются к исследованию прошлого той или иной цивилизации, традиционно в ее "классического периода", вторые - к современной истории. Они исследуют цивилизации через творения лучших представителей культуры, науки и искусства.  Вторые обращаются к достижениям и характера мышления простых людей. Отсюда возникает разрыв между прошлым и настоящим, текстом и контекстом. Это указывает на необходимость сочетания гуманитарного и социологического подходов.

Содержание понятия "цивилизация" в значительной степени определяется тем, как оно соотносятся с понятием «культура».  В истории общественной мысли существует несколько основных подходов к проблеме соотнесения понятий «культура» и «цивилизация»: Во-первых, это фактическое отождествление культуры и цивилизации (Ф. Гизо, Т. Бокль). Цивилизация рассматривалась как вся совокупность культурных достижений человечества. Во-вторых, это понимание цивилизации как проявления культуры. Н. Данилевский, А. Тойнби рассматривали историю человечества как иаку, состоящий из нескольких территориально локализованных (обособленных друг от друга) цивилизаций, в своем существовании проходят определенные этапы культурного развития.

«Цивилизация как этап развития человеческого общества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В отличие от них такие исследователи, как Л. Морган и другие вваалы, что цивилизация представляет собой совокупность результатов культурного развития, присущих определенному этапу истории человечества.

Третий подход базировался на фактическом противопоставлении культуры и цивилизации (О. Шпенглер, Н. Бердяев). Цивилизация понималась как конечная стадия культурного развития, знаменует собой гибель культуры как творческого процесса. Если в начале культурного процесса царит дух жизненной творчества, то на его последней стадии остается только результат этого творчества, воплощения в совокупности материальных средств существования, не имеет ничего общего с настоящей культурой.

Замечание 1

Из всех приведенных подходов наиболее привлекательно выглядит второй, поскольку он позволяет отличить цивилизацию от культуры; подчеркивает родство цивилизации и культуры.

Однако и два других подхода отражают определенные существенные черты цивилизации: первый - родство цивилизации и культуры; третий - невозможность свести цивилизацию к культуре.

Стадиальные теории цивилизаций определяют ее как единственный прогрессивный процесс развития человечества, выделяя определенные стадии – локальные цивилизации. Сторонниками такого подхода является, в частности, российский исследователь Ю. Яковец. Он рассматривает цивилизацию как «определенную стадию в циклическом развития общества в целостности элементов, составляющих ее».

Самое распространенное выделение 7 мировых циклов-цивилизаций, объединенных в три суперцикла:

  • Первый суперцикл- это раннеклассовая цивилизация (до второй половины II тыс. До н.э.), античная цивилизация (до середины V в. н.э.).
  • Второй суперцикла - период зрелости общества перединдустриальна цивилизация (до конца ХVШ века), индустриальная цивилизация
  • Третий суперцикла - постиндустриальная цивилизация, начинается с второй половины ХХ века.
Замечание 2

Мировая цивилизация - это вся сумма положительных достижений человечества.

Теории локальных цивилизаций

Теоретики локальных цивилизаций изучали большие сообщества, которые сложились исторически, и занимали определенную территорию, имели ограниченный период жизнедеятельности и свои особенности культурного развития.

Исследователь А. Тойнби насчитал сорок семь локальных цивилизаций трех поколений и пять живых цивилизаций начале ХХ века. В своей работе он категорически отрицал идею о единстве цивилизации, аргументом в защиту этого мнения является то, что «западная цивилизация положила начало всей экономической унификации».

Мир состоит из сравнительно большого количества самодостаточных цивилизаций, между которыми достаточно мало общего. Сначала А. Тойнби выделил из общего числа 21 цивилизацию, но позже в процессе изучения пришел к выводу что их не больше 13.

По его мнению, это развитие цивилизации выглядел так:

  • примитивное общество;
  • выше цивилизация первого поколения;
  • выше цивилизация второй генерации;
  • выше вселенская церковь;
  • выше цивилизация третьего поколения.
Замечание 3

Профессор Гарвардского университета С. Хантингтон исследовал роль цивилизационного фактора в международных отношениях и утверждал, что классическая теория международных отношений логично объясняла международные отношения до конца XX в.

Однако после разрушения биполярной системы, уровня конфликтогенности современной системы международных отношений повысился, «Государства сотрудничают и создают союзы с государствами с подобной культурой и чаще бывают в конфликте со странами из других культурных кругов».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot