Фигура мыслителя
Кирилл Туровский (ок. $1130$ – после $1182$) – один из самых известных ученых людей русского средневековья. Имел хорошее образование: знал Священное Писание, греческую и византийскую философию, риторику и литературу. До нас дошло небольшое житие Кирилла $XII$ века, в котором его жизнь охарактеризована как жизнь благочестивого и ученого монаха. Он был столпником. Позднее за монашеские труды его возвели в сан епископа города Турова (близ Киева).
Перу Кирилла Туровского принадлежит не один десяток молитв, множество торжественных речей, повестей, сказаний и притч. Современники и потомки называли его «русским Златоустом».
Из дошедшего до нас теолого-философского наследия Кирилла стоит отметить следующее: «Притча о слепце и хромце», «Притча о человеческой душе и о теле».
Общее замечание о теолого-философских воззрениях Кирилла Туровского
Теолого-философские рассуждения Кирилла Туровского близки к традиции патристики, с ее теоцентризмом и рассмотрением соотношения Бога и человека как микрокосма с макрокосмом. Он убежден, что природа сохраняет в себе творческое начало своего Творца, Бога. Природа, как и человек, развивается по единым законам, которые установлены Богом. Познавая природу, человек находит в ней сходное со своей душой духовное начало.
Кирилл Туровский при толковании текстов Библии отдает предпочтение аллегорическому методу. Аллегорически он понимает и соотношение веры и разума. Ожидаемо, что древнерусский мыслитель отдает предпочтение вере, но и о разуме он не забывает. По его мнению, религиозные догматы и утверждения сложны для понимания, их раскрытию должен помогать разум и вырабатываемые им методы познания. Разум, склонный к свободолюбию, уравновешивается верой. Исходя из этого, концепция соотношения разума и веры Кирилла предполагает их гармоничную связь, основывающуюся на взаимодополнении. Познание истины – это тандем веры и знания.
Антропология Кирилла Туровского
Антропологическая проблематика занимает в теолого-философском наследии Кирилла Туровского ключевое место. Ей посвящены «Притча о человеческой душе и о теле», «Слово о расслабленном».
Человек – это «венец творения», утверждает Кирилл, вслед за традицией христианства. Также древнерусский мыслитель признает наличие у человека свободной воли. Посредством нее человек должен самостоятельно проложить путь к Богу. Основой этого служит идея аскезы: человек по преимуществу существо духовное и должно подавлять телесные влечения.
Природа человека раскрывается Кириллом с помощью образов слепца и хромца. Притча о них аллегорически отражает христианскую мысль о творении Богом мира и об общении Бога подарить ее человеку в свое время, который преступил установленный божий закон, захотев самовольно взять обещанное.
Причина греховности природы человека – это забвение о заповедях, данных Богом. Ведет человека по пути к Богу – страх Божий.
В учение о человеке Кирилл Туровский касается вопроса знания. Знание дается человеку Богом и только в форме Откровения. Бог устанавливает принципы и пределы познания. Но человек нарушает богоустановленные принципы, тем самым, по мнению Кирилла Туровского, он обкрадывает себя, т.к. это ведет к заблуждениям, а не к познанию Бога и Его заповедей. Мыслитель против своеволия в познании. Это находит свое продолжение в утверждении непознаваемости природы Божьего существа.
Кроме того, Кирилл сторонник аскетического устройства человеческой жизни. В этом он является продолжателем так называемой «печерской идеологии», сложившегося в русском монашестве духовно-мистического понимания пути человека к спасению через аскезу, самоограничение человеком своей плоти. Образец жизни человека, согласно с Кириллом, путь монаха.
Кирилл Туровский проявил себя и как противник ересей. Известно, что «Притча о человеческой душе и о теле» написана против «ереси Феодорца Владимирского».