Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философское, научное и обыденное познание

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философское, научное и обыденное познание
Философское, научное и обыденное познание

Познание и научное познание

Определение 1

Познание – это процесс приобретения знаний; деятельность людей, направленная на создание понятий, схем, концепций, которыми обеспечивается ориентация в окружающем мире.

Выделено несколько критериев отличия научного познания:

  • основной задачей научного познания является: обнаружить объективные законы действительности – природные, социальные, а также законы самого познания и мышления;
  • на основании знания и законов функционирования и развития исследуемых объектов, наукой осуществляется предвиденье будущего, чтобы далее практически осваивать действительность;
  • непосредственная цель и высшая ценность научного познания заключается в объективности истины, постигаемой в основном рациональными методами и средствами;
  • одним из основных признаков научного познания является системность, то есть сумма знаний, которые были систематизированы на основании определенных теоретических принципов, объединяющих отдельные знания в единую систему;
  • наука характеризуется постоянной методологической рефлексией;
  • научное знание характеризуется строгой доказательностью, обоснованностью, получением результатов, достоверностью и выводами;
  • научное познание представляет сложный, противоречивый процесс производства и воспроизведения новых знаний;
  • знание, желающее стать научным, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки;
  • процесс научного познания предполагает применение таких специфических материальных средств, как приборы, инструменты и другое научное оборудование;
  • специфические характеристики присущи субъекту научной деятельности, то есть отдельному исследователю, научному сообществу и коллективному субъекту.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Научное познание предполагает возможность проникновения в суть вещей, открытие новых законов и теорий, а также тех или иных явлений объективной реальности.

Обыденное и философское познание

Необходимо отметить, что знания о различиях и сходствах между предметами выполняют разных функции в познавательной деятельности. Познание любого предмета и явления начинается в тот момент, что человек начинает отличать его от всех остальных предметов и устанавливает его сходство с родственными предметами.

Это говорит о том, что различия, то есть те свойства предмета, которые делают его уникальным, обособляет от других, особенно важны на начальных стадиях знакомства с предметом познания: на этапах ощущения, восприятия и представления. Например, «я думаю о льве и ясно понимаю, чем он отличается от лошади, или о комнате в гостинице, в которой жил последний раз, и я четко осознаю отличие ее от моего кабинета», - так анализировал и описывал свои представления психолог Г. Эббингауз.

Однако при этом необходимо заметить, что уже на ступени восприятия начинается процесс обобщения схожих предметных черт, их категоризация. Способность к категоризации – важнейший инструмент, благодаря которому человек способен систематизировать свое окружение, на основании чего он и ориентируется в нем. Человек вообще не имел бы возможности настраиваться на множество разнообразных вещей, которые его окружают, если бы не мог сводить их к эквивалентным классам – так считал известнейший специалист в области исследования мышления Д. Дёрнер.

Если представить, что человек изучает каждую встречающуюся вещь: не стол ли этот предмет, так как очень похож на те экземпляры столов, с которыми встречался ранее. Таким образом человек далеко бы не смог продвинуться. Человеку необходимо обладать абстрактным понятием «стол», настолько общим, чтобы оно давало возможность без раздумий обращаться с объектом, который он ранее видел, как со столом.

Иными словами, если установить различия, то можно идентифицировать данный, конкретный предмет, а способность человека выявлять сходства предметов – важный показатель перехода к обобщающей, абстрагирующей деятельности мышления. Ученые говорят, что роль такой способности в процессе познания возрастает в связи с тем, что с ней связывают углубление знаний человека об окружающем мире, позволяет их систематизировать и все более обобщить. Такое утверждение позволяет сделать логичный вывод о все возрастающем воздействии науки на повседневную жизнь людей, что подтверждается многочисленными лингвистическими данными, например, существенное увеличение слоя неологизмов, которые отражают изменения, происходящие в современном обществе, под воздействием таких социально-значимых факторов, как компьютеризация, информатизация, глобализация, интенсивное развитие высоких технологий и пр. Отмечается рост требований к профессиональной компетенции работников массовых профессий, которые не имеют ничего общего с научной деятельностью, но при этом используют ее достижения.

Такого рода познание выстраивается на следующих условиях:

  • случайные и неконтролируемые наблюдения, зачастую основанные на собственном житейском опыте и на опыте близких людей, мнению которых доверяет познающий;
  • избыточные понятия, не имеющие четких границ и способные характеризовать несколько явлений объективной действительности;
  • неточные инструменты и субъективные измерения;
  • выдвижение гипотез, которые не могут быть протестированы на получение прогнозируемых выводов.

Формы обыденного знания характеризуются теми способами, которые применяются познающим в процессе исследования им тех или иных явлений окружающей действительности. К основным способам обыденного познания относят:

  • метод проб и ошибок;
  • индуктивное обобщение;
  • обыденные наблюдения;
  • широкие аналогии;
  • объединение рационального и иррационального.

Некоторые из названных выше способов используют не только обыденное познание, но также и научное. Например, индукция выступает одним из основных типов построения умозаключений, необходимых для выведения новых гипотез в процессе исследования научных проблем.

Выводы, полученные познающим при обработке поступающей информации названными выше инструментами, жизнеспособны и обеспечивают безопасность людей, выживание в различных условиях, а также относительную независимость и альтернативу в процессе выбора средства достижения определенной утилитарной цели.