Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру
Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру
Определение 1

Философия - это особая форма рефлексивного самосознания человека и общества в которой раскрывается познавательных характер отношения человека к миру и его нацеленность на осмысление противоречий настоящего, прошлого и будущего.

Философия как форма познания

Способность к познанию является одной из исключительных черт человеческий психики. В отличии от животных, для которых выработка новых форм отношений и взаимодействия с действительностью протекает в виде научения способов проб и ошибок, т.е. многократного повторения и заучивания, человек способен на осознанную познавательную деятельность, т.е. такую при которой он сам выступает субъектом познания, включая интересующий его объект во все новые системы взаимодействия – реальные или воображаемые.

Помощь со студенческой работой на тему
Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру

Познавательная деятельность человека велась на протяжении всей истории его существования и принимала самые разнообразные формы, среди которых можно выделить:

  • обыденное,
  • мифологическое,
  • художественно-образное,
  • религиозное,
  • научное,
  • философское.

Обыденное познание формируется в ходе жизнедеятельности человека, в результате накопления им опыта и усвоения социальной традиции и культуры. Обыденное сознание достаточно разнонаправленно и бессистемно, оно ориентировано на одиночные объекты и сочетает в себе образные и логические конструкции.

Мифологическое познание было первой коллективной формой обобщения действительности. Его отличительными чертами были единство чувственных образов и реальных объектов, отсутствие границ между духовным и материальным миром, человеком и природой. Познание явления происходило через выявление их генезиса, т.е. нахождение предка, на основании которого устанавливались отношения родства, пронизывающие всю мифологическую систему.

Художественно-образное познание формируется непосредственно из мифологического, однако интенсивно развивается и совершенствуется сообразно прогрессу человечества. Его основу составляет индивидуальное познание творца через которое он стремится дать не только отражение своего отношения к миру или его части, но также сформировать представления, выходящие за рамки исходного образа в виде прогноза или описания идеальной картины познаваемого объекта.

Религиозное познание обращено в большей степени не к реальному миру, а к внутренней реальности человека, его духовным переживаниям, и попытке их проецирования на происходящие события действительности. Религиозные построения имеют иррациональную основу и стремятся дать объяснения тем социальным и духовным процессам которые переживает личность.

Наиболее организованным и систематическим видом познания является научное. Научное познание строится на понятийной основе, имеет общепризнанную систему методов и критериев оценки достоверности знания, а также способно критически переоценивать и перепроверять собственные утверждения. Научное познание ограничивается сферой объективных явлений, будь они внешними или внутренними, такие как психические явления.

Замечание 1

Философское познание имеет общие черты со всеми вышеперечисленными способами познания, оно как бы соединяет и обобщает их результаты в едином рефлексивно-сознательном отношении к миру, включающем как материальный, так и духовный аспект, как переживание всеобщего, так и единичного, как рационального, так и иррационального.

Гносеология

Философской теорией познания, т.е. отраслью, ставящей вопросы познания на первое место выступает гносеология. Гносеологическая проблематика возникла одновременно с онтологической, еще в трактатах первых мудрецов и философов Греции, Индии и Китая, однако длительное время она находилась на вторых ролях, уступая главное место онтологии, т.е. поиску человека своего места в мире.

Однако в Новое время, в философии формируется новая установка, согласно которой практическое, реализуемое в материальные результаты знание о мире, дает человеку власть над ним, и гносеологические проблемы вышли на первый план.

Вместе с тем в рамках самой гносеологии существуют различные позиции относительно разрешения ее основного вопроса – принципиальной возможности познания мира. Они представлены такими направлениями как:

  • скептицизм,
  • гносеологический оптимизм.

Скептицизм представляет собой позицию, согласно которой познание мира невозможно. Ее сторонники приводят различные причины и аргументы в защиту своей позиции, например, о иррациональности мира, и невозможности его познания рациональными средствами, или релятивности истины.

Наиболее распространенной скептической позицией является агностицизм, в центре которого лежит утверждение о крайне субъективном характере познания и его итогов. Даже если человек способен познавать окружающую действительное, то это познание носит личностный характер и не может быть соотнесено с реальным объективным миром, равно как и результатами познавательной деятельности других людей.

Гносеологический оптимизм, напротив, стоит на предположении о возможности познания мира, а его основным вопросом является спор о средствах и источниках такого познания.

Рационализм и эмпиризм

Замечание 2

В рамках гносеологического оптимизма, можно выделить два наиболее широких направления – это рационализм и эмпиризм.

Рационалисты позиционируют в качестве основного источника и средства познания человеческий разум. Чувственное познание – субъективно и обманчиво, лишь мышление может принести человеку объективное истинное знание независимое от внешних обстоятельств, отвечающее сущности вещей. В рамках рационалистической позиции долгое время сохранялось убежденность в существовании некоторого врожденного знания, которое дано человеку изначально и потому имеет абсолютную истинность, а внешние впечатления служат лишь способом активизировать работу мышления и осознать знание, скрытое внутри.

Эмпиристы напротив указывают в качестве источника знания опыт. Эмпиристы также разделяют тезис о субъективности чувственного познания, которое человек получает непосредственно, однако за счет специальной организации самого познания, т.е. использования научных методов – экспериментов, наблюдений, человек может получить опыт обладающей объективной ценностью, т.е. не зависящий от характеристик ученого, который его получает. Именно опыт является тем базисом, который используется мышлением для формирования понятий, суждений и убеждений, в мышлении нет, ничего, что ранее не было бы представлено в опыте человека – такова позиция эмпиризма.