Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Религиозная вера и рациональность

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Религиозная вера и рациональность

Рациональное и иррациональное в постижении мира

Замечание 1

Анализ соотношения религиозной веры и рациональности, которые, несомненно, с одной стороны, материалистической, лежащей в основе классического естествознания, несовместимы друг с другом, а с другой стороны, философски-идеалистической и религиозно-мистической, могут иметь общие точки пересечения, приводит к идее о том, что способом разрешения данного противоречия является признание религии особой формой иррационализма. При этом, такой иррационализм не означает полное отсутствие неразумности, скорее это особая, также разумная форма мировоззрения, но основанная на не только на разуме, но и на интуиции.

Когда рассматриваются способы постижения мира, к которым относится в том числе и религиозный, то говорят об:

  • ориентировочно-познавательном;
  • ориентировочно-оценочном;
  • эмоционально-практическом;
  • эмоционально-рефлективном;
  • рационально-рефлективном;
  • научно-практическом.

В начале истории цивилизации доминировали эмоционально-практический и эмоционально-рефлективный способы освоения действительности. Эмоционально-практическое освоение означает освоение зоны обитания, защищаемой от врагов, служащей гарантией выживания, обеспечения жизни общины. В нем непосредственно отражалась действительность как сложная и конкретная, накопленная в памяти эмпирического опыта практическая деятельность, арсенал способов и средств прямого удовлетворения физиологических потребностей человека в различных повседневных ситуациях. Эмоционально-рефлективное отношение к миру появляется с момента достижения человеком определенного уровня - формирования человеческого разума и осознания целостности мира и своего места в нем. Итогами такого скачка в духовном развитии стали религия и философия.

Если философия была изначально рационалистической, то религия скорее тяготеет к иррационализму. Так, приемы духовного освоения, действительности в ней, отличаются скорее рациональным характером, чем иррациональным. Иррациональное, в наиболее общем контексте, представляется находящимся за гранями рассудка, алогичным и неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащим ему.

Иррациональность присуща не только религии, но и другим формам и разновидностям общественного сознания. К историческим типам иррациональности относят:

  1. Романтическую иррациональность как реакцию на рационализм просвещения;
  2. Иррационализм С. Кьеркегора и А. Шопенгауэра как реакцию на рационализм и «панлогизм» Г. Гегеля;
  3. Иррационализм «философии жизни» как реакцию на естественнонаучный рационализм;
  4. Иррационализм философии начала ХХ века как общую реакцию на рационализм.

Особая разумность религии

Разумность, но не рационализм, религии проявляется в нее нравственно-гуманистическом потенциале. Так, оказать помощь человеку – разумно, сделать добро – разумно.

Также вы противовес сухости рационалистического материализма, в религии вполне разумно с точки зрения удовлетворения экзистенциальных потребностей человека признается бессмертность души.

Замечание 2

Согласно религии, душа продолжает жить и после смерти, при этом «качество» ее посмертного существования прямо пропорционально «качеству» земной жизни, «делами земными». Мало того, ответственность человек за свою жизнь формируется тем, что «за гробом нет спасения». Какую дорогу человек выбрал в этой жизни, по такому пути ему идти и в жизни вечной. Именно поэтому религиозная вера формирует в человеке ответственность за отношение к себе, к жизни и к другим людям.

Смерть в православии выступает в роли императива, диктующего человеку необходимость праведной жизни. Смерть постоянно напоминает о себе: похороны знакомых, коллег, друзей и близких, сообщения о жертвах аварии, техногенных катастроф и террористических актов, статистика смертности от различных болезней. Смерть сопровождает нас повсюду.

Может быть, таким образом Творец указывает на неправедность жизни большинства из нас. Ведь смерть во все времена была напоминанием человеку и о краткости земной жизни по сравнению с жизнью Небесной, и о ее особом смысле, ее значимости. Смерть не дает человеку забыть ту непреложную истину, что жизненный путь, начатый на земле, продолжиться и на небе, и там сменить его будет нельзя.