Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философская система нашего времени: основные черты

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философская система нашего времени: основные черты
Содержание статьи

Общая характеристика современной философской системы

Современная зарубежная философия – это философия стран Западной Европы и США с середины XIX века до настоящего момента. Этот период развития философии еще называют постклассической философией. Именно в середине XIX века появились важнейшие философские течения, существующие и сегодня:

  • позитивизм,
  • философия жизни,
  • марксизм,
  • экзистенциализм,
  • прагматизм и т.д.

Появившаяся в начале 19 века философская система Гегеля получила большую популярность вскоре после его смерти, но при этом она стала подвергаться резкой критике со стороны представителей молодого поколения философов. Критика философии Гегеля, в которой наиболее ярко проявились характерные черты классической философии, стала поводом для значительного пересмотра принципов развития философии. Однако каждый из мыслителей критиковал философию Гегеля по-своему. Критику философии Гегеля обычно делят на критику «левых» и «правых».

«Слева» гегельянство критиковали представители различных направлений материализма (К. Маркс, Л. Фейербах, Л. Бюхнер) и позитивисты (начиная с О. Конта). Они выступили против идеализма гегелевской философии, ее умозрительного характера, отмечали явное презрение Гегеля к фактам в пользу гармоничности его теории. Большинство «левых» критиков полностью отвергали гегелевское наследие, только К. Маркс и Ф. Энгельс, отвергая идеализм философии Гегеля, пытались поставить разработанный им диалектический метод на материалистическую основу и создать таким образом своего рода новый материализм – диалектический материализм. Однако философия Гегеля подверглась столь же мощной атаке «справа». Дело в том, что философия Гегеля характеризовалась оптимизмом, верой в рациональность мироздания, идеей прогресса. В этом гегельянство было наследником французского Просвещения. Однако во многом произошло разочарование в просветительских идеях XVIII века, приведшее не к торжеству разума, а к якобинскому террору и кровавым наполеоновским войнам. Учитывая все эти обстоятельства, можно понять, почему философия Гегеля, утверждающая рациональность мира, подвергалась критике со стороны мыслителей, требовавших пересмотра излишне самодовольных, по сути, просвещенных взглядов на вселенную, общество и человека. Иррационализм стал знаменем этих мыслителей. Именно с точки зрения иррационализма, «правые» С. Кьеркегор и А. Шопенгауэр, основоположники «философии жизни» и экзистенциализма, критиковали философию Гегеля.

Готовые работы на аналогичную тему

Благодаря им произошла радикальная «переоценка ценностей». Сформировался отказ определенного числа философов от принципов научности, приоритета рациональности, веры в безграничный прогресс, идеи рациональной природы человека. Все эти явления знаменуют переход от классической философии к постклассической философии.

Специфика постклассической философии

Переход к постклассической философии не означал полного разрыва с традициями предыдущего этапа развития философии. Некоторые направления философии середины XIX – ХХ вв. считали себя продолжателями того или иного направления классической (и даже более ранней) философии. В результате возникли такие широко распространенные философские направления, как:

  • неогегельянство,
  • неокантианство,
  • неотомизм.

Многие философы считали, что необходимо развивать учения мыслителей прошлого, адаптируя их к последним достижениям науки и философии. Представители исконных представителей постклассической философии также осознавали связь с некоторыми учениями классической философии. Таким образом, позитивисты опирались на эмпирические традиции британской философии, а экзистенциалисты опирались на некоторые труды Августина и Блеза Паскаля.

Можно выделить общие признаки, типичные для разных направлений постклассической философии:

  1. Отказ от явного противопоставления материализма и идеализма, принятого в классической философии, сознательного или бессознательного стремления преодолеть их противопоставление. Возможно, только диалектический материализм продолжал рассматривать вопрос о соотношении бытия и мышления как главный вопрос философии.
  2. Практическая направленность философии, ее ориентация не столько на чистое знание, сколько на предложение деятельности, практики. Даже в большей степени, чем в классической философии, учет эпистемологических проблем через призму решения практических проблем, с которыми сталкивается человек, прочно закреплен. Это, например, проявилось в акценте на роли практики в исследовании вопроса об истине.
  3. Снижение ориентации на разум в познавательной деятельности, признание важной роли иррациональных или подобных форм познания (интуиция, духовное привыкание, герменевтическое расшифровка смысла). В научном познании предпочтение отдается разумному и рациональному мышлению, ориентированному на практику.

Одной из распространенных школ субъективного идеализма является философия экзистенциализма («философия существования»). Его представители:

  • К. Ясперс,
  • М. Хайдеггер,
  • Ж.-П. Сартр,
  • Ж. Марсель,
  • А. Камю.

Выражением этой философии является в основном творческая интеллигенция. Возникнув после Первой мировой войны, экзистенциализм получил распространение после Второй мировой войны в основном в странах Западной Европы. Философия экзистенциализма отражала стихийный протест интеллигенции и мелкой буржуазии против господства монополий, стандартизации жизни под влиянием технического прогресса, превращающего людей в пассивных потребителей.

Сложность и непоследовательность экзистенциализма нашла отражение в политических взглядах его представителей: они были очень непоследовательны, неопределенны, а иногда и противоречивы. Г-н Хайдеггер был ректором Университета фашистской Германии и в конце своей жизни осуждал всякую политику, проповедуя отшельничество. В годы господства фашизма К. Ясперс был стойким «неприсоединившимся», в 1950-е годы – реакционером, сторонником «холодной войны», Ж.-П. Сартр был участником сопротивления, врагом фашизма, сочувствовал марксизму.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталя Николаевна Корпало

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис