Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Исторические типы философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Исторические типы философии
Определение 1

Типы философии – это сложившиеся на определенном историческом этапе философские школы и учения, которые объединяются единой направленностью на определенные вопросы и схожим мировосприятием.

Классификация типов философии

Философия представляет собой культурный феномен, который сопровождает человечество на протяжении практически трех тысячелетий. Возникновение и развитие философских идей оказало значительное влияние на исторический путь человеческой цивилизации как в локальных, так и глобальных масштабах.

За время своего существования философия не только меняла общество, но и сама активно развивалась и видоизменялась. В отличии от догматизированных учений (напр. религиозных), которые стремятся к сохранению исходных идей и положений, философия всегда находится на острие социальных запросов общества, динамически отражает те изменения которые происходят с социумом, культурой и их элементами. При этом философия всегда стремится заглянуть за край и представить прогностическую картину мира, его завтрашний день, то направление в котором общество может двигаться.

Как следствие в разные периоды развития человеческой цивилизации перед философией стояли различные задачи, она отражала различные ценности и убеждения, что нашло свое выражение в существовании исторических типов философии, в рамках которых одни и те же вечные вопросы – о бытие, о развитии и движении мира, о соотношении мира и человека, о первоначалах, о этике и т.д., получают различное разрешение.

Рассматривая развитие философии, в настоящее время принято выделять следующие ее исторические типы:

  • древнеиндийская философия,
  • древнекитайская философия,
  • античная философия,
  • философия средневековья,
  • философия Возрождения,
  • философия Нового времени,
  • классическая философия,
  • современная, постклассическая философия.

Характеристика древней философии Индии, Китая, Греции

Изначально философия складывается независимо в трех центрах древнего мира приблизительно в один временный период в восьмом-шестом веках до н.э. в древней Греции, Индии и Китае. Между философскими системами этих трех регионов и культур есть как общие черты, так и существенные различия.

Философия Индии основывается на мощном культурном и сакральном источнике – Ведах. Веды представляют собой религиозные писания, сборники текстов, посвященных как вопросам происхождения и устройства мира, так устройства общества и его механизмам, а также и сугубо практическим моментам. Вся культура Индии, с древнейших времен, до наших дней может быть понята как система интерпретации Вед. Даже внешние влияния – религиозные (ислам и христианство), философские, научные, в конечном итоге ассимилируются в индийскую культуру и становятся лишь еще одни взглядом на проблемы и истины, изложенные в Ведах.

Древнеиндийская философия представляет собой с одной стороны на основании Вед выстроить систему мира, очищенную от излишнего мистицизма и религиозности, а с другой через критику Вед взглянуть на мир под другим углом. В ней поднимаются как натуралистические вопросы строения и возникновения мира, так и вопросы человеческого бытия, этического идеала, цели человеческого существования, которым отдается основное предпочтение.

Философия древнего Китая складывается в бурный период кризиса и раздробленности Китайского государства, постоянных междоусобных войн и падения традиционных авторитетов. Отличительной чертой древнекитайской философии выступает сильный социальный акцент, стремление выстроить идеальную общественную систему, основанную на жесткой регламентации взаимоотношений всех ее членов, от простого крестьянина до императора. С объединением Китая, философское учение становится опорой власти, государственной идеологией и сильно догматизируется, что становится серьезным препятствием на пути его дальнейшего развития.

Философия древней Греции складывается в условиях культурного плюрализма, пересечения идей и традиций ближнего востока, Египта, собственных греческих традиций. В античной философии последовательно сменяется центральный акцент исследования мира – от натурфилософских размышлений о сущности и первоначалах бытия, к проблеме человека, этики и блага, как личного, так и общественного. Именно в древнегреческой философии складывается представление о научном подходе к изучению мира и вырабатывается аппарат формальной логики. Поздняя эллинистическая философия полностью сосредоточена на проблеме человека, его месте в мире и предназначении, сущности и путях достижения блага. Учения философских школ стоиков, киников, неоплатоников были позднее заимствованы христианскими богословами и легли в основу уже христианских учений и философии.

Отличительные черты исторических типов европейской философии

В то время как философия Китая идеологизировалась, а философия Индии оказалась неразрывно слита с религиозной и культурной традицией Вед, философия Европейского континента продолжила свое существование и развитие.

В центре внимания средневековой философии находилась проблема бога, соотношения бога и человека, а также этического облика и ценностей человека, как пути к богу и посмертию. Вместе с тем в схоластике продолжается развитие материалистических взглядов в учениях отдельных философов, и даже представлений о науке, как способе познания мира, отличном от откровения.

В эпоху Возрождения эти взгляды освобождаются от религиозного диктата, а философия становится антропоцентрированной, ее главной проблемой становится человек, его потенциал, пути достижения человеческого совершенства, а также покорения человеком природы, через науку, искусство, деятельность.

В Новое время и эпоху Просвещения центр философских изысканий смещается в область гносеологии – проблемы знания, методов его получения, проблемы истинности получаемого знания, а также его практического применения, использование достижений науки в организации социального устройства общества, распространения блага всеобщей образованности.

Классическая немецкая философия – это философия рационализма, торжества разума. Мир, общество, человек, рассматриваются как рационально организованные системы, которые функционируют по определенным законам и механизмам, подвластным для изучения и понимания человеческого разума. Предполагалось что поняв эти законы человек сможет управлять миром.

Однако стремительное изменение мира, прежде всего социальное, непредсказуемый исход реформ и преобразований, а также негативные последствия научно-технического прогресса породили критику разума и иррациональную философию, доминирующую на современном этапе.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис