Данилевский Николай Яковлевич
($1822 -1885$) русский культуролог, философ, социолог, геополитик, идеолог панславизма, представитель цивилизационного подхода к истории.
## Концепция локальных цивилизаций Данилевского
Во второй половине $19$ века Данилевский, вместе с Г. Руккертом в Германии пересматривают довлеющую идею, взгляд на историю - европоцентризм, и его монолинейный процесс. В мире существуют автономные культуры, локальные и независимые социокультурные миры, имеющие свою историю. Это доказывает, что нет никакого основания утверждать об едином историческом процессе, он – полилинеен.
Согласно этой концепции каждый социокультурный мир является единственным в своем роде типом культуры. Концепция локальных культур является одной из вариантов циклических моделей культуры. В ключевом труде Данилевского «Россия и Европа» излагаются взгляды по поводу взаимодействия России и Западного мира, а так же обосновывал идею уникальности локальных культурно-исторических типов, учитывая своеобразие их контактов друг с другом.
Культурно-исторический тип Данилевский определял 4мя моментами:
- Политический
- Общественно-Экономический
- Культурный
- Религиозный
В человечестве Данилевский усматривал только отвлеченное понятие, которое лишено значения. Действительными носителями исторической жизни являются для Данилевского «естественные группы» или культурно-исторические типы. В них он усматривает высшее выражение социального единения. Это его философско-историческая доктрина.
Историю Данилевский выражал не как эволюционный процесс, а как совокупность биографий отдельных культурно-исторических типов. Они представляют собой органические образования, проходящие стадии жизненного цикла от зарождения до смерти. В истории Данилевский насчитал $13$ культурно-исторических типов, но полный анализ предоставил только по германо-романскому и славянскому. Россию и ее миссию Данилевский понимал как содействие в развитии славянского культурно-исторического типа.
Леонтьев Константин Николаевич
($1831-1891$) русский мыслитель религиозно-консервативного направления, философ, дипломат, публицист, литературный критик.
Движение к Богочеловеку
Антропологическая концепция К. Леонтьева направлена на критику абсолютизации человека, имеющуюся в секулярной культуре. В своём труде Леонтьев отмечал «Страх Божий и любовь к человеку», что в нынешнем западном мире
«антрополатрия пересилила любовь к Богу и веру в святость Церкви и священные права государства и семьи».
Это привело мыслителя к рассуждениям о том, что в западной традиции преобладает поклонение не личности, которая находится в особой степени развития, а индивидуальности вообще. Такой уклон сводится к осуществлению всеобщего равноправия человека и его счастье. Подобную мораль Леонтьев считал неуместной. Он предлагает другую мораль: утверждение движения к Богочеловеку, прийти к которому мешает эвдемонизм, чьим критерием нравственности является стремление к счастью, блаженству и процветанию. Под моралью Леонтьев понимал мораль ценностей: «сверхличная ценность выше личного блага». Стремление к высшим ценностям и их достижение окупает страдания и жертвы истории.
Консервативные взгляды К. Леонтьева
Согласно воззрениям Леонтьева, основной опасностью для православных стран и особенно России выступают либерализм, «либеральный космополитизм», его омещанивание жизни и культуры, с его девизом всеобщего счастья и блага. Демократизация Европы и эгалитарно-либеральный прогресс – симптоматичные признаки разложения.
В противоввес такому процессу Леонтьев делает акцент на проповедь церковности, монархизма и сословной иерархии, одним словом, выстраивал линию «византизма». Леонтьев видел необходимым союз России с другими странами Востока, который служил гарантом мира, против революционных катаклизмов. Не корректно относить идеи Леонтьева как продолжение философии славянофильства, поскольку его мнение по поводу славянства и славянофильства было скептическим.
Эстетизм Леонтьева
Вслед за философией Н. Я. Данилевского, Леонтьев различал культурно-человеческие типы человечества, необходимо проходящие определенные стадии своего развития: юность, зрелость и старость, или как говорил сам Леонтьев: первичная простота, цветущая сложность и угасание.
Это своеобразный эстетический принцип в моменте оценки общества, культуры, истории. К $90$м годам $19$ века Леонтьева посещают мысли, касающиеся сомнения религиозной миссии России:
«всё мне кажется, что и религиозность наша, и наш современных национализм – всё это эфемерная реакция, от которой лет через $20-30$ и следа не останется».
Итоговым заверщением его философских исканий становится полный отказ от религиозно-византийского идеала.