Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия Древнего Китая

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философия Древнего Китая
Содержание статьи
Определение 1

Философия – это способ теоретического восприятия и интерпретации мира, имеющий своим итогом его целостную картину, в которой основное место отводится вопросам сущности объектов и причинам явлений мира, а также роли самого человека в нем.

Условия развития и отличительные черты философии Древнего Китая

Философские системы в Древнем Китае возникают и достигают своего расцвета приблизительно в тоже время, что и философия античности или древней Индии – в первом тысячелетии до нашей эры. «Золотым веком» китайской философии считается период с VI по II века до н.э. в течении которого сформировались основные философские школы, были найдены центральные идеи и основания, лежащие в основе всей последующей философии Китая вплоть по настоящее время.

Данный период является крайне динамичным и насыщенным в социально-историческом плане – это эпоха раздробленности китайского государства, когда множество разрозненных царств боролись между собой за право объединить весь Китай под своим началом. Бесконечные междоусобные войны приносили множество несчастий народам Китая, что создавало плодотворную почву для развития философской мысли. Перед мыслителями того времени стояло множество вопросов о том, каким должен быть человек и общество, каким должен быть правитель и государственный строй, чтобы обеспечить Китаю процветание, а также какова причина всех бед, обрушившихся на Китай. По этой причине наиболее известные школы китайской философии имеют сильный социально-политический уклон.

Отличительными чертами древнекитайской философии, по отношению к философии античности, являются:

  • холизм,
  • коллективизм,
  • интуитивность,
  • традиционализм,
  • символизм,
  • иерархичность.

Холизм предполагает целостность в восприятии мира, его понимание как системы взаимосвязанных начал, действующих сил и событий. Если в античной философии мир часто предстает аналитически разделенным на различные самостоятельные объекты и сущности (материя и дух, атомы и пустота, стихии и т.д.), то в китайской философии напротив все события и силы есть часть единого целого, проявления пути неба – дао.

Готовые работы на аналогичную тему

Традиционализм и коллективизм сильно выражены в китайских философских школах. Уважение к предкам, их заветам и ценностям, уважение к родителям и старшим, семье, обществу, превосходство интересов народа, государства, над интересами отдельной личности присуще нравственно-этическим концепциям китайских философов.

Символизм предполагает гностически-эстетическое понимание мира, при котором каждый предмет и объект является чем-то большим, чем просто сумма его физических свойств и качеств, он наполняется глубинным смыслом. При этом совершенство достигаемых форм или процессов играет ничуть не меньшую роль, чем их результат, является его непосредственной частью.

С символизмом тесня связан интуитивизм. Поскольку каждый материальный объект тесно связан с духовным миром и процессами в нем протекающими рациональных средств человеческого разума недостаточно для познания мира, оно возможно в ходе откровения, предвидения, что выражается в ориентации китайской философии на различные системы предсказаний и правильной организации жизни от нумерологии до фэн-шуя.

Иерархичность присуща китайской мифологии, философии и социальной жизни, она пронизывает все слои бытия китайского общества.

Основные школы древнекитайской философии

Наиболее известными школами древнекитайской философии являются:

  • даосизм,
  • конфуцианство,
  • легизм,
  • моизм.

Даосизм По данной теме мы уже выполнили реферат даосизм подробнее является одной из наиболее древних школ, его основателем является легендарный Лао-цзы По данной теме мы уже выполнили реферат Полотические идеи Лао-цзы подробнее (старый учитель), исторический прототип которого точно не установлен по настоящее время. Даосизм представляет собой наиболее всеобъемлющую философскую школу, рассматривающую как вопросы этики и политического устройства общества, так онтологии и гносеологии. В рамках даосизма формируется учение о Дао – божественном пути и правиле, которому подчиняется все что существует в мире от травинки до самого Небесного Императора. Путь Дао – это путь не-деяния, предполагающий не пассивность, но следование естественному ходу вещей. Из принципа не-деяния вытекает и политический идеал правителя – священной фигуры, которая восседает на престоле олицетворяя власть и не вмешиваясь в происходящие события, уходящая корнями в первобытные представления, когда правитель объединял в себе функции и политической и религиозной власти.

Конфуцианство зарождается позже даосизма и воспринимает часть его идей. Основатель конфуцианства Кун-фу-цзы происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода, что с одной стороны заставило его пережить тяготы жизни бедняка, а с другой позволило подняться в высшие слои общества. Конфуций разработал основные положения своего учения еще при жизни и будучи царским советником неоднократно пытался воплотить их в реальность, однако при жизни это ему так и не удалость. Как и даосизм конфуцианство тесно связано с традиционными взглядами и представлениями китайцев. В его основе лежит этическое учение – концепция благородного мужа, обладающего различными доблестями. Тот, кто соответствует этому идеалу будет полезен для общества, те же кто отвергают его будут преследуемы неудачами.

Легизм и моизм

Легизм и моизм возникают приблизительно в одно и тоже время представляют собой оппозиции конфуцианству. Легизм отражает взгляды привилегированных классов на природу политической власти и социальное строение общества. Эти взгляды весьма жестки. В основе легизма представление о верховенстве закона. Закон же устанавливается правителем и его окружением, в то время как народ – источник хаоса и смуты, который стремится закон нарушить. В тоже время именно в легизме формулируется представление о необходимости судить о человеке не по его роду, а по способностям и успехам в служении закону.

Моизм напротив отражает представления китайских низов – крестьянства и ремесленников на социальный идеал и политическое устройство. В центре моизма идея любви, как главной этической силы, принципа исходя из которого должны строится человеческие взаимоотношения.

После объединения Китая легизм на несколько столетий становится доминирующей идеологией, однако его излишняя жесткость к крестьянству подрывает экономику и стабильность страны, в результате чего легизм сплавляется с основными постулатами конфуцианства.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис