Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Религиозно-мифологические представления и зарождение естественнонаучных знаний в Индии и Китае

Особенности возникновения и развития философии в Древнем Китае

Определение 1

Культ предков – это одна из распространенных древних форм политеизма, основанием которой служит поклонение умершим предкам и сородичам, а также вера в то, что усопшие предки магически участвуют в жизни своих живых потомков.

В период царствования династии Джоу в Китае преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение. Китайские мифы характеризовались зооморфностью действующих в них героев и богов. Многие китайские божества были схожи с животными, птицами и рыбами.

Замечание 1

Важнейший элемент древнекитайской религии – культ предков, базирующийся на признании воздействия мертвых на судьбу живых потомков.

Статья: Религиозно-мифологические представления и зарождение естественнонаучных знаний в Индии и Китае
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Согласно китайской мифологии во времена, когда еще не сформировались ни небо, ни земля, Вселенная была мрачным и бесформенных хаосом. Именно тогда родились два духа – инь и янь, которые и упорядочивали мир.

Мифологическая форма мышления господствовала до 1 тысячелетия до н. э. После разложения первобытнообщинного строя и формирования новой системы общественного производства мифы никуда не исчезли. Философия начала зарождение в глубинах мифологических представлений, используя их материал. Китайская философия имеет ряд особенностей, вытекающих из специфики философии этой страны. Китайские мифы – это своего рода исторические предания, рассказывающие о прошлых династиях и «золотом веке».

В китайских мифах отражено относительно мало материала, отражающего взгляды народа на происхождение мира и его взаимодействие с людьми. Из-за этого натурфилософские взгляды не заняли в философии Китая первое место. При этом любые натурфилософские учения Древнего Китая берут свое начало в мифах и примитивных религиозных построениях, затрагивающих небо и землю, восемь стихий.

«Религиозно-мифологические представления и зарождение естественнонаучных знаний в Индии и Китае» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вместе с появлением космогонических концепций, основанием которых были инь и янь, сформировался ряд наивно-материалистических концепций, связанных с пятью первостихиями: водой, огнем, металлом, землей и деревом.

В литературно-исторических памятниках можно встретить некоторые философские идеи, которые сформировались на базе обобщения непосредственно трудовой и общественно-исторической практики людей. При этом настоящий расцвет древнекитайской философии приходится на 6-3 вв. до н. э. Этот период назван злотым веком философии Китая. Именно тогда сформировались основные китайские философские школы – даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософия, которыми позже было оказано огромное влияние на дальнейшее развитие китайской философии.

Основываясь на всем вышесказанном, можно разделить процесс развития философских идей Древнего Китая на два основных этапа:

  1. зарождение философских взглядов – 8-6 вв. до н.э.;
  2. расцвет философской мысли – соперничество «100 школ», относящийся к 4-3 вв. до н. э.

Таким образом, китайская философия была оторвана от конкретного научного знания, что значительно сузило ее предмет. Из-за натурфилософских концепций, объясняющих природу, а также из-за проблем сущности мышления, вопросы о природе человеческого сознания и логики не были сильно развиты в Китае. В связи с этим философский понятийный аппарат формировался очень медленно. Большинство китайских школ так и не использовали метод логического анализа.

Социокультурные истоки индийской философии

Ведическая литература – это комплекс литературы Древней Индии, включающий:

  • четыре Веды;
  • Брахманы, Араньяки и Упанишады, продолжающие и поясняющие Веды;
  • Веданги.

Ведическая литература формировалась на протяжении долгого и сложного исторического времени, начавшегося после прихода индоевропейских ариев в Индию и завершившегося возникновением первых государственных образований, которыми объединились большие территории.

Общество данного периода претерпевало ряд изменений. Так, изначально кочевые племена ариев превратились в классово дифференцированное общество, имеющее развитое земледелие, ремесла и торговлю, социальную структуру и иерархию, а также содержащее четыре главные варны, или сословия:

  • священнослужителей – брахманов,
  • воинов – кшатриев,
  • земледельцев, ремесленников и торговцев – вайшья,
  • зависимых производителей и низшие слои аселения – шудров.

Ведическую литературу традиционно подразделяют на несколько групп текстов:

  • четыре Веды – буквально – «знания», которые и дали название всему периоду:
  • Брахманы – руководства по ведическим ритуалам, которые были написаны несколько позже Вед.
  • Упанишады, которыми закончился ведический период.

Основа ведического культа – жертва, через которую последователь вед обращается в богам, для обеспечения выполнения собственных желаний. Ритуальные практики описаны в значительной части ведических текстов, в частности в брахманах, в которых отдельные аспекты разработаны в мельчайших деталях.

В брахманах, как более поздних текстах, встречается высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых местах отмечены идеи о воде, как о первосубстанции, на базе которой возникли отдельные стихии, боги и весь мир. Также брахманы содержат информацию о различных формах дыхания в качестве первичных проявлений бытия.

Упанишадами завершается ведическая литература. Преимущественно, описанные в них взгляды, находятся под воздействием других взглядов, более поздних направлений философии. Упанишады содержат только разнородные воззрения, то есть в них нельзя найти целостную систему представлений об окружающем мире.

По окончании истории ведической литературы, был сформирован ряд новых доктрин, которые были принципиально независимы от идеологии ведического брахманизма, отбрасывали привилегированное положение брахманов в культе и с новой стороны подходили к вопросу о месте человека в обществе. Вокруг каждого представителя нового учения образовывались новые школы и направления, имеющие различный теоретический подход к важным вопросам. В первую очередь, стоит отметить такие учения, как джайнизм и буддизм.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot