Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эстетическое как универсальный критерий ценности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Эстетическое как универсальный критерий ценности
Эстетическое как универсальный критерий ценности
Определение 1

Эстетика – это отрасль философии, рассматривающая вопросы красоты объектов окружающего мира, ее сущности, значения, критериев, ценности, истоков.

Понятие эстетического как универсальной категории эстетики

Эстетика как естественная часть социальной жизни в общества зарождается в глубокой древности, однако период ее активной рефлексии и осознанного развития берет свое начало в античности. Одним из важных вопросов эстетики, который решается ее исследователями на протяжении веков, является вопрос категорий, с помощью которых становится возможно описать само понятие эстетики и его значения. Существует множество эстетических категорий:

  • прекрасное,
  • возвышенное,
  • трагическое,
  • драматическое,
  • комическое,
  • безобразное,
  • интересное и т.д.

Такие категории как прекрасное и возвышенное были обозначены еще античными авторами. На протяжении веков прекрасное оставалось центральной категорией эстетики, рассматривалось как высшее проявление красоты, ее гармоничность, полнота раскрытия свойств объекта. В тоже время безобразное, долгое время отвергалось исследователями эстетики как таковое.

Так в античности безобразное связывалось с хаосом, отсутствием гармонии и структуры, полагалось безусловным злом, которое не должно существовать и соотносится с эстетикой. В средние века безобразное было взаимосвязано с понятием греха, падения, и как следствие тоже вытеснялось из эстетики. В эпоху возрождения безобразное трактовалось как несовершенство, от которого следует избавляться как в человеке, так и в обществе, мире.

Безобразное стало осмысляться в качестве эстетической категории лишь в Новое время, что было связано с трансформацией представлений об искусстве. Искусство стало пониматься как творчество, создание нового, а не копирование образцов прекрасного из материального или духовного мира. Осознание свободы творчества породило парадокс безобразного, ведь безобразная вещь в природе способна стать прекрасной на полотнах художника. Более того направления искусства XIX и XX веков стали искать и показывать эстетику безобразного, так сюрреалистические картины С. Дали в которых отсутствует совершенство и гармония форм, полнота создаваемых образов никогда не могли быть приняты в качестве прекрасных эстетами предыдущих эпох, но получили огромное признание.

Переворот в эстетическом сознании породил критику понятия прекрасного, оно более не было всеобъемлющим и беспрекословно высшим эталоном эстетической ценности ее главным ориентиром. Вместо него в середине XX века была сформулирована категория эстетического как наиболее всеобъемлющая и универсальная категория эстетики, включающая в себя все ее проявления от прекрасного до безобразного.

Модели эстетического как универсального критерия

Вместе с тем понятие эстетического неоднозначно. В настоящее время существует пять основных моделей, предлагающих альтернативное понимание эстетического:

  • объективно-идеалистическая модель;
  • субъективно-идеалистическая модель;
  • дуалистическая модель;
  • «природническая» модель;
  • социально-историческая модель.

Объективно-идеалистическая модель соответствует средневековым представлениям о прекрасном. Эстетическими признаются те объекты, которые помечены в качестве таковых высшим божеством.

Субъективно-идеалистическая модель предполагает, что действительность сама по себе эстетически нейтральна – вещи таковы, какие они есть, они не красивы и не безобразны. Эстетическую оценку и видение вещам дает личность, соответственно эстетическое – есть проекция личностных свойств субъекта на нейтральный объект реальности.

Дуалистическая модель предполагает, что эстетическое определяется соотношением свойств объектов реальности, жизни с потребностями и свойствами самого субъекта, человека как критерия красоты. Дуалистическая модель представляет собой дальнейшее развитие субъективно идеалистической, в том отношении, что прекрасное есть не только отражение свойств самого субъекта, но оно имеет реальную опору в свойствах самого объекта. Однако дуалистическая модель наследует и проблему волюнтаризма – эстетические оценки остаются крайне субъективными и несопоставимы между собой, что не соответствует практике.

«Природническая» модель, выдвинутая в рамках философии вульгарного материализма, приписывает объектам окружающего мира эстетическую ценность как такое же реальное свойство как масса, размер или структура. При этом полностью отсекается вся сфера социальной эстетики связанной с человеческими взаимоотношениями и широкий ряд категорий, таких как трагическое, комическое, драматическое и т.д.

Социально-историческая модель рассматривает эстетическое как продукт соотнесения реальных свойств объекта с общественной практикой, потребностями и деятельностью общества на протяжении времени его существования. В рамках данной модели каждый объект реальности, будь то социальный или природный, обладает собственной эстетической ценностью, которая, однако задана не в нем самом, а в системе социальных отношений – общественном сознании, культуре, менталитете и усваивается личностью в процессе социализации. При этом у субъекта одновременно складываются две эстетические оценки – личностная и социально обусловленная, которые влияют и обогащают друг друга. Если личностная оценка складывается исключительно на основании непосредственного опыта взаимодействия с объектом, то социальная позволяет рассматривать эстетическую ценность объектов, с которыми личность никогда не встречалась (например, утраченных чудес света – Александрийского маяка, храма Артемиды в Эфесе, садов Семирамиды и т.д.).

Значение эстетической ценности

Эстетика представляет собой исключительно человеческий феномен. Для животных способных к преобразованию природы, таких как пчелы или муравьи, или созданию примитивных орудий труда, таких как высшие приматы, критерии эстетического по отношению к результатам деятельности не имеют никакого значения. Гексагональная структура сот обусловлена физическими законами (равным распределением давления на стенки сосуда), но никак не эстетическими предпочтениями насекомых. В тоже время для человека начиная с древнейших времен критерий эстетики, выступал одним из детерминирующих в определении ценности предмета.

Согласно социально-исторической модели эстетическое переживание сформировалось в рамках практической деятельности. Когда стремление к получению правильный формы предмета, для достижения его лучших рабочих качеств, обрело самостоятельную ценность, как создания предмета, сочетающего совершенство своего вида с пользой.

Хотя наиболее часто эстетика ассоциируется с искусством, как видом духовной деятельности, социально-значимого творчества, отражающего отношение художника к миру и его переживания, наиболее часто эстетические критерии и эстетическая ценность проявляет себя в быту. На протяжении тысячелетий люди самостоятельно изготовляли предметы своего обихода, а что не могли сделать сами приобретали у мастеров, создававших вещь от начала и до конца своими руками. И хотя утилитарные вещи создавались для практических целей их создание было невозможно без стремления к эстетическому совершенству, социально сформированному идеалу предмета, что прекрасно видно в этнографических коллекциях и исследованиях.