Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Искусство и эстетическое освоение действительности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Искусство и эстетическое освоение действительности
Искусство и эстетическое освоение действительности
Определение 1

Искусство – это способ духовной самореализации человека.

Понятие эстетического мироощущения

Замечание 1

Основными эстетическими ценностями выступают: прекрасное, возвышенное и трагическое.

Особенности эстетического мироощущения проявляются эмоциональной нагрузкой, особым чувством удовольствия и бескорыстности эстетического переживания. При этом, это только внешние особенности эстетического освоения мира. Все окружающее причастно человеку как деятельному и целеполагающему существу. Все вокруг него наполняется смыслом, все имеет отношение к человеку, но конечный смысл остается скрытым.

Готовые работы на аналогичную тему

Эстетической ориентацией предполагается, что мир является целостным, организованным, бесконечно многообразным. Все это предпосылки универсального развертывания человеческих способностей, выступают как сфера приложения его творческих сил. В эстетическом мироощущении воплощаются потребности человека оставаться самим собой, потребность превратиться в универсальное существо.

Человек в рамках эстетического мироощущения относится к миру в его смысловой перспективе, в разрезе возможного. «Я» может отрешиться от своего эгоистического интереса. Человек, в эстетическом отношении, переживает свои личные «родовые» возможности, переживая человечность в качестве свободного, осмысленного и творческого бытия.

Именно из-за того, что эстетическое мироощущение не является изолированной рациональной конструкцией, оно может легко подключаться к различным рационализированным мировоззренческим образованиям, таким как гедонический тип мировоззрения, идеология, различные формы социальной мифологии, утопическое сознание.

Искусство и его функции

Искусство является ядром эстетических потребностей и способностей – эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетические идеалы – деятельность по их освоению и воплощению, а также эстетическое восприятие. Эстетическая деятельность может быть высокохудожественной. Эстетические аспекты можно найти и в деятельности ученых, спортсменов, не говоря уже об искусстве. Искусство – это специализированная, направленная эстетическая деятельность.

Искусство помогает расширить жизненные горизонты, понять, как могли бы протекать те или иные события. В связи с этим искусство не должно превратиться просто в воспроизведение частностей, в чем превзойдет описательность истории. Воспроизвести природу и человека, как лучшее ее творение, – вот основная задача искусства. Художественная культура предполагает безграничность творческого развития человека и его совершенствования.

Критерий красоты – ясность, выявляемая разумом.

В произведениях искусства изображается не человек, а суть его характера, то есть тип человека. При изображении типов человека отмечается также его чувство долга, патриотизм, героизм. Искусство предлагает человеку поведенческие образцы, на которые он может и должен равняться.

Культурно-воспитательная миссия в эстетическом освоении действительности современным человеком предполагает расширение круга общения и духовного пространства каждого индивида, дополнение его реальным общением и воображаемым общением с героями книг, постижение таким образом культурного смысла исторических эпох, творчества разных народов и отдельной человеческой судьбы.

Индивид, обогащаясь, развиваясь и овладевая определенной культурой, превращается в то самое творение культуры. Так как одно из формируемых его качеств – это потребность в творчестве, потребность созидать и совершенствовать деятельность, поскольку человек, которого творит культура, превращается в ее творца. Каждое новое поколение людей стоит на более высокой ступени деятельности, по сравнению с предыдущим, так как им осваивается переданное его культурное наследие, которое преумножается новыми произведениями.

Каждое произведение искусства – уникально, так как талант его автора также уникален, только он обладает таким мировосприятием, миропониманием, жизненным и профессиональным опытом. При этом никто не может нарушать законы художественного творчества. Вкусовые и художественные установки разных творцов искусства зависят от региона проживания художника, исторической эпохи, особенностей национального восприятия тех или иных событий, а также культурно-исторических факторов. Такое своеобразие не исключается возможного совпадения во взглядах на такие качества, которые являются отличительными чертами и достоинствами истинно значимых произведений искусства.

В конце ХХ века люди, обладающие высокой культурой художественного вкуса, базируются на них и в своих размышлениях, посвященных значимости явлений художественной культуры прошлого и современности, также на своей аналитической и квалифицирующей деятельности. Отмечаются изменения условий жизни людей, их психологических стереотипов, нравов, обычаев, но неизменными остаются вопросы, имеющие глобальную значимость – проблематика смысла жизни и бытия, счастья человека, его достоинств и достойного образа жизни. Ведутся дальнейшие поиски гармонии во взаимоотношениях между людьми, между индивидом и обществом. Произведения искусства, в которых поднимаются все обозначенные вопросы, волнующие людей разных эпох и национальностей, получают статус общечеловеческих ценностей. В них отмечается самоотражение человечества.

Хорошо развитый вкус привносит в произведение не только душевное проникновение, но и оценивающее размышление о нем. В процессе этих размышлений, человек ведет диалог с самим собой, обсуждает вопросы, которые относят к сфере его содержания и его воздействию. А значит, что высокоразвитый вкус не может существовать без достаточно четкой эстетической диспозиции сознания реципиента, который включает понятие о критериях художественного совершенства и мастерства, о художественных ценностях, их мерилах и иерархии.

Освоение и оценка произведений искусства предполагают эстетическую и художественную образованность, ясные представления о природе художественных ценностей, о критериях достоинств произведения. Приобретение этих умений и навыков возможно только при овладении богатствами художественной культуры. Чтобы освоить это богатство, необходим историзм и пластичность сознания, способность перемещения во времени, в эпоху художника, сотворившего рассматриваемое произведение, при этом оставаться в современном времени.

comments powered by HyperComments