Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Учет на малом предприятии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Учет на малом предприятии

Малое предприятие

Для того, чтобы предприятие считалось малым необходимо, чтобы оно отвечало определенным условиям:

  • по составу уставного капитала,
  • размеру выручки,
  • численности работников.

К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие компании, предприниматели, потребительские кооперативы, фермерские хозяйства.

Лимит выручки с 2016 года для микропредприятий равен 120 млн. рублей, для малых компаний эта сумма составляет 800 млн. рублей. Предприятие является малым, если доля участия в его уставном капитале других компаний не превышает 49%.

Лимит среднесписочной численности сотрудников для микропредприятий не может быть больше 15 человек. У малых компаний это количество достигает 100 человек.

Предприятие, превысившее лимиты по выручке и численности сотрудников, считается малым или микро предприятием в течении трех лет. Малые компании имеют право не устанавливать лимит наличных денежных средств в кассе. Соответственно, если компания входит в категорию малых и соответствует предъявляемым критериям, можно отказаться от лимитирования остатка по кассе. Для этого издается приказ об отказе от лимита.

Готовые работы на аналогичную тему

НК РФ допускает установление льгот региональными властями по налогу на имущество. Регионы достаточно часто пользуются этой возможностью и предоставляют такие льготы малому бизнесу. В Москве, например, субъекты малого предпринимательства имеют право уменьшить базу по налогу на имущество за один объект на сумму кадастровой стоимости трехсот квадратных метров недвижимости.

Замечание 1

Региональные власти снижают достаточно часто ставки для малого бизнеса на спецрежимах. Н а сегодняшний день регионы имеют право снижать ставки для компаний на УСН с любым объектом налогооблажения, а также по ЕНВД.

Бухучет на малом предприятии

Субъекты малого предпринимательства имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке. Существует несколько способов упрощения учета, в частности, отказавшись от некоторых счетов или не рассчитывать разницы между налоговым и бухгалтерским учетом. Малые предприятия сдают бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам в сокращенном виде.

Упрощать бухгалтерский учет не имеют права малые предприятия, являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. К ним относятся компании, выпускающие акции и облигации.

Субъекты малого предпринимательства могут не применять ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», касающиеся учета по налогу на прибыль и ПБУ8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Учет на малом предприятии

Рисунок 1. Учет на малом предприятии

Малые предприятия все проценты по полученным кредитам и займам могут учитывать в качестве прочих расходов. Данное правило не зависит от того, потрачены заемные средства на покупку инвестиционного актива или нет. Это определено пунктом 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».

Субъектам малого бизнеса разрешается существенные ошибки в учете и отчетности исправлять текущим периодом. Проводить ретроспективный пересчет не нужно. Данная норма предусмотрена пунктом 9 ПБУ22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Малые предприятия имеют право вести бухгалтерский учет кассовым методом. Содержание кассового метода: доходы и расходы признаются только после фактической оплаты. Полученные авансы при этом также надо отражать в доходах, но при этом выданную предоплату в момент ее выдачи списывать в расходы нельзя. Надо дождаться выполнения обязательств контрагентом.

Малым компаниям разрешено сокращать количество используемых синтетических счетов по сравнению с основным типовым планом счетов. Таким образом, допустимо «укрупненное» использование счетов. Например, можно отражать на 10 счете данные о производственных запасах вместо использования счетов 07, 10, 11. Информацию о производственных затратах можно показывать полностью на счете 20, без разбивки по счетам 20, 23, 25, 26, 28 и 29. Для учета денежных средств на счетах в банках малым компаниям допустимо использовать счет 51 вместо ряда счетов: 51, 52, 55, 57.

Для систематизации и накопления информации допустимо применение упрощенной системы регистров бухгалтерского учета. В зависимости от специфики и объема операций возможно применение формы учета без использования регистров, т.е.простая форма, или с использованием регистров бухгалтерского учета.

При простой форме регистрируются все хозяйственные операции только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Эта книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого определяется наличие имущества, денежных средств, а также их источников на определенную дату и составляется бухгалтерскую отчетность. Данный вид ведения учета рекомендуется для компаний с незначительным количеством операций, не занимающихся производством.

Учет на малом предприятии

Рисунок 2. Учет на малом предприятии

Субъекты малого предпринимательства могут заключать со всеми своими работниками срочные трудовые договоры на период до пяти лет. Эта норма применима даже при отсутствии оснований для подписания срочного договора: временная работа на срок до двух месяцев, исполнение функционала отсутствующего сотрудника и т.д., но при соблюдении ограничений:

  • численность сотрудников компании не должна быть более 35 человек, а в розничной торговле и сфере бытового обслуживания более 20 человек;
  • необходимо обязательное согласие сотрудника.

Организации малого бизнеса могут заключать договора аренды с местными и региональными властями на льготных условиях. Льгота предоставляется на срок не менее пяти лет с постепенным повышением размера арендной платы. Законодательством не запрещено пересматривать условия действующих договоров компаниям и региональным властям. Для пересмотра условий компания-арендатор может обоснованно изложить свою просьбу в официальном письме, затем направив его арендодателю.

Неналоговые выездные проверки относительно субъектов малого бизнеса должны проходить в сокращенные сроки. Проверка малого предприятия любым контролирующим органом не должна превышать 50 часов в год, а проверка микропредприятия составляет до 15 часов в год.

Замечание 2

На внеплановые проверки данное правило не распространяется. Для ревизий данного вида действует общее ограничение, которое составляет 20 рабочих дней на каждую.