Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Закономерности и принципы гуманистического воспитания

Цель и задачи гуманистического воспитания

Определение 1

Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражается основной ряд требований к содержанию, методам и организации процесса воспитания.

Определение 2

Гуманистическая педагогика – это направление в общей педагогике, которое ориентировано на личность учащегося и учет его индивидуальных интересов и способностей.

Цель гуманистического воспитания – развить гармоничную личность и сформировать гуманный характер отношений между всеми участниками педагогической деятельности.

Гуманистическое воспитание – это одно из прогрессивных направлений в мировом образовательном сообществе, которое охватило и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило перед педагогикой вопрос необходимости пересмотра сложившейся ранее адаптивной парадигмы, которая апеллирует к определенным параметрам личности, наибольшая ценность которых представлена идейностью, дисциплинированностью, исполнительностью, общественной направленностью и коллективизмом. Это и есть основное содержание социального заказа, на который и работает вся педагогическая наука советского периода.

Гуманистическое воспитание осуществляется через акты социализации, непосредственного воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармоничное развитие личности, формируя новый менталитет россиянина. Гуманистическими перспективами возрождения востребованными сделались такие личностные качества, как практичность, динамичность и интеллектуальность, образованность и планетарность мышления.

Цель гуманистического воспитания ставит ряд адекватных задач:

  • ориентировать личность в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности в рамках философско-мировоззренческой личностной ориентации;
  • оказывать помощь в процессе построения личностных концепций, которые отражают перспективы и пределы развития физических и духовных задатков и особенностей, творческий потенциал, а также помогают осознать ответственность за жизнетворчество;
  • приобщать личность к системе культурных ценностей, которой отражено богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего к ним отношения;
  • раскрыть общечеловеческие нормы гуманистической морали и культивировать интеллигентность в качестве значимого личностно параметра;
  • развивать интеллектуально-нравственную личностную свободу, способность адекватно оценивать себя, самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, осуществлять мировоззренческую рефлексию;
  • возрождать традиции российской ментальности, чувство патриотизма в единстве этических и общечеловеческих ценностей, воспитывать уважение к законам государства;
  • формировать отношение к труду в качестве социально и личностно значимой потребности;
  • развивать валеологические установки и представления о здоровом образе жизни.
«Закономерности и принципы гуманистического воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Классификация принципов гуманистического воспитания

Личностное развитие, гармоничное в общечеловеческой культуре, зависит от уровня базовой гуманитарной культуры, которая была освоена людьми. Такая закономерность обуславливает культурологический подход к отбору содержания образования. Он предполагает повышение статуса гуманитарных дисциплин, их обновление, освобождение от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей.

Общее, социально-нравственное и профессиональное развитие личности становится оптимальным в том случае, когда ученики выступают в качестве субъекта обучения. Такой закономерностью обусловлено единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход предполагает отношение к ученику как к уникальному явлению вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Такой подход требует также того, чтобы сам воспитанник мог воспринимать себя полноценной личностью и видел ее в каждом человеке. Личностным подходом предполагается, что и учителя, и ученики будут относиться к каждому человеку так, как будто он для них самостоятельная ценность, а не средство достижения своих целей.

Личностный подход не является просто персонализацией педагогического взаимодействия, который предполагает отказ от ролевых масок и адекватного включения в этот процесс личностного опыта.

В системе гуманистического воспитания выделяют ряд ведущих принципов:

  • непрерывное общее и профессиональное личностное развитие – этот принцип ведущий, так как все остальные принципы подчиняются ему, создавая ряд внешних и внутренних условий его существования. Именно в этом смысле гуманизацию образования рассматривают в качестве фактора гармоничного развития личности;
  • принцип индивидуально-творческого подхода – оказывает воздействие на саморазвитие личности на основании степени индивидуализации и творческой направленности педагогической деятельности. Это предполагает непосредственную мотивацию учебной и других типов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это позволяет ученикам испытывать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основным назначением индивидуально-творческого подхода выступает создание условий для личностной самореализации и выявления и развития творческих возможностей личности;
  • принцип профессионально-этической взаимоответственности – обусловлен закономерностью, в соответствии с которой готовность участников педагогической деятельности принимать на себя заботы о человеческих судьбах, о будущем всего общества неизбежно предполагает гуманистический образ жизни и соблюдение норм педагогической этики.

В целом, принципы гуманистического воспитания – это концентрированное и инструментальное выражение положений, имеющих всеобщее значение, действующих в любой педагогической ситуации и при любых условиях организации образования. Все принципы соподчинены определенным образом, представляют некую иерархию, при этом каждый из них предполагает остальные и реализуется только при условии осуществления каждого последующего принципа.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot