Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Условия необходимости использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе в вузе

Инновационные технологии в учебном процессе вуза: сущность, направления развития, разновидности

Определение 1

Инновационные технологии в системе высшего образования – это новшества, связанные с изменениями в целевом назначении, содержании, формах и методах организации учебно-воспитательного процесса высшего учебного учреждения, внедряемые с целью повышения качества обучения, достижения целей и задач профессионального образования и выполнения социального заказа.

Внедрение инноваций в систему высшего образования может быть связано с изменением содержания образовательных программ, форм управления, преобразованиями стиля преподавания и системы оценки уровня освоения образовательной программы, с переходом на новое учебно-методическое обеспечение, изменением системы финансирования и технического снабжения вуза, преобразованием воспитательной работы со студентами, внедрением новых форм взаимодействия между преподавателями и студентами.

Инновационные технологии, внедряемые в процессе обучения высшего учебного заведения обладают рядом специфических черт:

  1. Внедрение в современном образовательном процессе вуза модульно-рейтинговой системы обучения позволяет развить у студентов навыки самостоятельного поиска информации и освоения содержания образовательной программы вуза по выбранному направлению.
  2. Применение технологии проектной деятельности позволяет развить творческую активность студентов и включить их в научную, исследовательскую деятельность вуза.
  3. Информатизация образовательного пространства вуза, применение технологий проблемного обучения, дистанционного обучения, развития критического мышления развивает навыки работы с различными информационными ресурсами.
  4. Студенты вуза и их образовательная деятельность ориентирована на формирование навыков коллективного взаимодействия и работы в команде.
  5. В образовательном пространстве используются игровые технологии, технологии портфолио, самоконтроля, рефлексивного обучения, которые создают плацдарм для формирования у студентов субъектной позиции.
  6. Инновации позволяют сформировать полноценное представление о будущей профессии и действиях, которые предстоит выполнять, работая по специальности.
«Условия необходимости использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе в вузе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Посредством современных информационных технологий, обучение студентов можно проводить в интерактивном режиме. Он становится более интересным и мотивированным. Студенты получают реальные представления о будущей практической деятельности, развивают навыки социальной адаптации, развивают стрессоустойчивость.

К основным инновационным технологиям, применяемым в вузе, относятся следующие:

  • Личностно-ориентированный подход в организации обучения.
  • Технология командно-модульной деятельности.
  • Технология проектной деятельности.
  • Технология дискуссии.
  • Технология контекстного обучения.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технология проблемного обучения.
  • Информационные ресурсы.
  • Игровые технологии: ролевые, деловые игры.
  • Технология рейтингового обучения.
  • Технология развития критического мышления.

Развитие инновационных технологий в системе высшего образования реализуется по следующим направлениям:

  1. Направление репродуктивного обучения т.е. ориентация на индивидуальный, дифференцированный подход в обучении, применение методов индивидуальной и индивидуально-групповой работы.
  2. Ориентация на исследовательскую работу т.е. обучение представляет собой экспериментальную деятельность, поиск информации, познавательных и практических сведений.
  3. Опора на разнообразные варианты учебной дискуссии.
  4. Включение в образовательную работу игровых приемов и методов: имитационные, ролевые и деловые игры.
  5. Уход от использования описательных методов передачи информации.
  6. Акцентирование внимания на развитие логического и образного мышления.
  7. Приоритетность самообучения.
  8. Практическая ориентация в обучении.

Критерии отбора инновационных образовательных технологий

Применение инноваций в системе высшего образования реализуется на основании следующих критериев:

Применение инновационных технологий в вузе, прежде всего, должно реализовываться с учетом принципов, заложенных в основу их использования. К ним относятся:

  1. Соответствие технологии целям и задачам государственного заказа;
  2. Соответствие технологии и итогов ее применения потребностям страны, отдельного региона, области, города;
  3. Соответствие технологии и итогов ее использования потребностям, интересам и возможностям учащихся и педагогов;
  4. Ориентация на достижение целевого назначения высшего образования;
  5. Использование современных теорий и практических достижений науки и техники, теории и практики;
  6. Опора на передовой педагогический опыт.

Использование инновационных технологий в вузах отвечает принципам реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Обучение реализуется в сотрудничестве между педагогом и студентами и создают условия для проявления активности и инициативности учащимися с познании.

Основные критерии инновации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные критерии инновации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Применение инновационных технологий в образовании высшего звена изменяет логическую направленность организации образовательного процесса, когда обучение начинается с получения практических навыков деятельности и переходит к его постепенному теоретическому осознанию.

Факторы необходимости применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе

Использование инноваций в высшем образовании определяется следующими условиями необходимости его применения:

  1. Рост понимания, освоения практического использования теоретических знаний в творческом направлении для решения обыденных задач.
  2. Мотивация студентов к поисковой работе, коллективному обсуждению, конкретным действиям, развитие осмысленности образовательной работы студентов.
  3. Развитие навыков неординарного мышления, собственного видения проблемы и путей ее решения.
  4. Развитие нового опыта деятельности.
  5. Реализация переноса способов деятельности.
  6. Расширение и углублений знаний учащихся, развитие практических навыков и креативного подхода к решению стандартных задач.
  7. Повышение степени познавательной активности и навыков применения своих знаний, навыков и опыта в разнообразных ситуациях.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot