Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогические основы методики обучения на разных этапах образования

Определение 1

Психолого-педагогические основы обучения – это факторы, берущиеся в расчет при проектировании образовательной программы, влияющие на усвоение образовательного материала.

При проектировании образовательной программы учитывается развитие ощущения, восприятия, памяти и мышления учащихся конкретной возрастной группы. Их учет отражает возможности понимания изученного материала и его закрепления.

Определение 2

Методика обучения – это система организации образовательной деятельности, основанная на применении определенных методов и средств, опирающаяся на определенные принципы и закономерности проектирования учебно-воспитательной работы

Методика обучения строится на основании психологических параметров развития учащихся конкретного возраста. Потому, на разных этапах обучения она имеет свои особенности. Это касается и уровней обучения и этапов реализации учебного занятия.

Психологические основы методики обучения

Методика обучения выстраивается согласно определенным параметрам психологического развития личности в конкретные возрастные периоды.

Обучение опирается, прежде всего, на мотивацию. Важно, создать в учебном заведении на конкретном этапе развития учащихся определенные условия, формирующие у учащихся стимул к познанию.

Мотивация отражает причины совершения определенных действий. Потому, необходимо сформировать мотивы, отражающие веру в необходимость получения знаний и навыков, интерес к ним, отношение к знаниям как к высшей ценности. Мотивация дает пользу интеллектуальному развитию учащегося, что лежит в основе построения методики обучения.

Методика обучения строится на основании учета уровня интеллектуального развития учащихся и потенциальных познавательных возможностей на конкретном этапе обучения. Учитываются следующие параметры:

«Психолого-педагогические основы методики обучения на разных этапах образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Скорость освоения образовательной информации.
  • Темп восприятия учебного материала.
  • Количество обдумываний заданных вопросов, в качестве критерия сжатости мыслительной деятельности.
  • Степень развитости аналитических навыков и способности к синтезу.
  • Приемы, отражающие развитие интеллектуальной деятельности.
  • Навыки систематизации и обобщения учебной информации.

Психологические основы построения методики обучения предполагают применение системы научных знаний и различных методов обучения, ориентированных на активизацию интеллектуальной работы на конкретном возрастном этапе. Педагог подает учебную информацию в доступной для восприятия учащимися форме, стимулируя развитие у учащихся мыслительной деятельности, навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Применяемые методы обучения должны находиться в соответствии с имеющимися педагогическими условиями их применения.

Психолого-педагогические основы обучения в начальной школе

Образовательная программа начальной школы строится на основе психологических параметров развития учащихся данной возрастной группы.

Методика обучения на начальном этапе строится на основании учета следующих факторов:

  1. Требования социальной среды к компетентности учащегося, завершившего этап начального школьного обучения. Учащиеся должны владеть системой знаний определенного уровня, основами познавательной деятельности и общим культурным развитием, социальными навыками. Для этого вводятся конкретные учебные дисциплины, знакомящие учащихся с устройством мира, культурой и историей, дающие математические знания и навыки их практического применения, а также знания родного языка и навыки его использования в общении, обучении и т.д.
  2. Ориентация на личностное развитие учащегося, обуславливающая использование активных методов обучения, направленных на реализацию деятельностного подхода начального образования. Они способствуют формированию самостоятельной, творческой личности, в опоре на жизненный опыт учащихся. Используются игровые и проектные методы обучения, а также технология проблемного обучения.
  3. Реализация системно-деятельностного подхода в образовании. Он связан с формированием психологической сферы учащегося, посредством преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю потребность. Начальное образование опирается на принцип саморазвития, индивидуального подхода и активности в обучении.
  4. Опора на принцип научности образовательной программы. Образование опирается на предоставление учащимся начальной школы научных знаний об окружающем мире и его законах.
  5. Развитие научно-творческих способностей - приоритетное направление обучения. Обучение должно не просто давать знания и навыки деятельности, но и способствовать развитию у учащихся самостоятельности, мышления и логики, закладывать основы интеллектуального роста.

Психолого-педагогические основы обучения в вузе

При организации обучения в высшей школе учитываются параметра интеллектуального развития студента. Его мышление неразрывно связано с интеллектуальной деятельностью. Однако, оно не является единственным фактором психологического развития, оказывающим воздействие на умственные процессы. Также, в расчет берутся:

  1. Внимание студента. Оно имеет свои особенности проявления в конкретных психических процессах: заучивание, обдумывание, построение логических рассуждений. Каждый человек имеет свои особенности внимания и развивает его, исходя из них;
  2. Восприятие студента. Оно отражает операции психики, реализуемые в ходе решения интеллектуальных задач. Происходит отнесение объекта к конкретному типу. Восприятие формируется в процессе познавательной деятельности. К периоду обучения в высшей школе оно находится на достаточно высоком уровне развития;
  3. Память студента. В период обучения в вузе, память студента развита достаточно хорошо. Преобладает произвольная память т.е. студент может запоминать то, что требуется и сохранять эту информацию в течение длительного времени. Развитость памяти определяется уровнем общего интеллектуального развития конкретной личности;
  4. Чувственное познание. Она отражает развитость ощущений и восприятий;
  5. Культура интеллектуальной деятельности. Она формируется поэтапно и требует использования определенной методики обучения студентов высшей школы: мотивация к познанию, формирование установок к деятельности, формирование навыков материализованных действий, развитие научно-профессионального и эвристического мышления.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot