Понятие и задачи информационно-коммуникационных технологий
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей.
В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке подрастающего поколения.
Основными задачами внедрениями ИКТ в образовательный процесс являются:
- Повышение качества обучения на основании использования в образовательном процессе ИКТ.
- Повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся, посредством применения активных методов обучения.
- Осуществление интеграции различных видов учебной деятельности.
- Осуществление адаптации ИКТ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.
- Осуществление преемственности и непрерывности в воспитании и обучении.
- Разработка и внедрение актуальных методов и средств дистанционного обучения на основе ИКТ.
- Осуществление совершенствования программного и методического обучения образовательного процесса.
- Повышение уровня актуальности современной системы образования и ее соответствие требованиями со стороны общества и государства.
Классификация информационно-коммуникационных технологий
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
В соответствии с решаемыми педагогическими задачами:
- средства, направленные на обеспечение базовой подготовки учащихся (обучающие системы, электронные учебники, системы контроля знаний);
- средства, используемые для практической подготовки (разнообразные практикумы, задачники, программы, тренажеры);
- средства, используемые как вспомогательные (словари, энциклопедии, обучающие игры, хрестоматии);
- комплексные средства обучения по конкретному направлению (дистанционное обучение).
В соответствии с функциями педагогического процесса:
- информационно-обучающие средства, представлены электронными книгами, библиотеками, словарями, справочниками и т.д.;
- интерактивные средства: электронные почтовые ящики, электронные телеконференции (вебинары) и т.д.
- поисковые средства, представлены каталогами и поисковыми системами.
В соответствии с типом информации:
- информационные и электронные ресурсы, которые содержат текстовую информацию (учебные и методические пособия, тесты, задачники, словари, энциклопедии и т.д.);
- информационные и электронные ресурсы, содержащие визуальную информацию (презентации, иллюстрации, портреты, фотографии, видео-экскурсии, модели, диаграммы, схемы и т.д.);
- информационные и электронные ресурсы, содержащие аудиоинформацию (музыкальные аудиозаписи, речевые упражнения, звуки природы и т.д.);
- информационные и электронные ресурсы, которые содержат одновременно аудио- и видеоинформацию (различные предметные экскурсии, лекции и т.д.);
- информационные и электронные ресурсы, которые содержат в себе комбинированную информацию (учебные и методические пособия, задачники, словари, научные статьи и т.д.).
В зависимости от формы применения ИКТ в педагогическом процессе:
- урочные;
- внеурочные.
В зависимости от формы взаимодействия с учащимся:
- технология асинхронного режима связи – «offline»;
- технология синхронного режима связи – «online».
Основные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий
Выделяют несколько основных аспектов использования ИКТ в педагогическом процессе:
Мотивационный аспект – основан на том, что использование ИКТ в учебном процессе повышает интерес учащихся и формирует положительную мотивацию, так как создаются следующие условия:
- учет индивидуальных возможностей и потребностей учащихся в рамках образовательного процесса;
- расширение выбора содержания, методов, форм и уровней организации учебных занятий;
- большие возможности для раскрытия творческого потенциала учащихся;
- расширение возможностей освоения учащимися современных ИКТ, необходимых для полноценного и продуктивного существования в рамках современного общества.
Содержательный аспект – основан на том, что ИКТ могут быть использованы:
- для создания наглядностей по конкретной теме или разделу учебного предмета (плакаты, таблицы, мультимедийные презентации и т.д.);
- для создания индивидуальных мини-тестов;
- для создания тренажеров, домашних заданий, самостоятельных заданий и т.д.
Учебно-методический аспект – основан на том, что ИКТ могут быть использованы для сопровождения образовательного процесса, с целью усиления наглядности, повышения интереса к преподносимой информации и т.д. Педагогом могут быть использованы различные ИКТ на любом из этапов учебного процесса:
- при подготовке к учебному занятию (составление проекта занятия, плана, подбор необходимой информации, создание наглядностей и т.д.);
- в процессе учебного занятия для подачи нового материала и для закрепления пройденного ранее;
- для организации самостоятельной работы учащихся;
- в качестве дополнительного материала (для закрепления пройденного учебного материала, для расширения и углубления знаний и т.д.).
- для осуществления контроля полученных знаний (например, тестирование).
Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
- обучение по индивидуально разработанной и составленной учебной программе;
- обучение при фронтальной или групповой форме работы.
Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.