Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Источники финансирования российских СМИ

Определение 1

Средства массовой информации — это совокупность органов публичной передачи информации при помощи технических средств.

СМИ по типу источника финансирования могут быть:

  • Государственными (бюджетными);
  • Платными – существуют за счет абонентской платы потребителей;
  • Подписными;
  • Общественными – существуют за счет фондов общественных организаций и добровольных пожертвований частных лиц и организаций;
  • Коммерческими – самоокупаются за счет рекламы;
  • Арендными.

Дотации и субсидии

По мере своих возможностей государство старается помочь средствам массовой информации. Однако государственные субсидии далеко не всегда покрывают все расходы газет и телерадиокомпаний. Выделение субсидий происходит адресно. Сначала редакция обращается в местную администрацию или правительство с просьбой выделить денежные средства. Затем эта просьба рассматривается комиссией из представителей исполнительной и законодательной власти. Именно комиссия и принимает решение отказать в помощи или удовлетворить просьбу. В некоторых случаях редакции в расчетах, приложенных к просьбе, специально завышают тираж, и, следовательно, объем бумаги, приобретаемой ими, а также стоимость полиграфических услуг. В результате они получают сумму, превышающую нужды, предусматриваемые схемой оказания дотаций.

Замечание 1

Схема предписывает, что дотации и субсидии могут использоваться только на оплату полиграфических услуг и закупку бумаги.

Образовавшиеся излишки редакторы часто направляют на доплату к заработной плате или премии сотрудникам. В этом случае отчитаться в целевом использовании оказанной дотационной помощи практически невозможно. Дотации, выделяемые местной администрацией, в некоторых случаях позволяют не только контролировать экономическую деятельность СМИ, но и оказывать влияние на редакционную политику.

Даже небольшая государственная помощь грозит потерей независимости изданий от властных структур. Практика субсидий может быть упразднена, если редакции средств массовой информации станут акционерами издательских комплексов. В региональной прессе процесс разгосударствления может происходить путем формирования крупных холдингов, газетных сетей, которые концентрируются вокруг центральных изданий. Например, подобная схема эффективно применяется в странах Запада.

«Источники финансирования российских СМИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Образование независимых система телерадиовещания и их развитие позволяют максимально полно реализовать конституционные права граждан на получение информации. это придает рассматриваемой проблеме особую актуальность.

Частный капитал

Финансово-политические и финансово-промышленные группы, центром которых являются столичные коммерческие банки, покупают акции открытых акционерных обществ, основанных телерадиокомпаниями, редакциями печатных изданий. Таким образом, вслед за приватизацией предприятий промышленности в 1990-х годах осуществлялась приватизация частным капиталом отечественных средств массовой информации. например, в 1999 г. Б. Березовский приобрел контрольный пакет акций издательского дома «Коммерсант». Он вместе с подопечными фирмами оказался владельцем 75% акций телеканала ТВ-6, а также оказывал влияние на такие издания, как «Независимая газета», «Матадор», «Новые известия», журнал «Огонек». В. Гусинский до 2001 года был владельцем холдинга Медиа-Мост, в который кроме телекомпании НТВ, радиостанции «Эхо Москвы» и телесети ТНТ входили печатные издания:

  • «Караван историй»
  • «Сегодня»
  • «Итоги»
  • «Семь дней».

В 1997 году была создана фирма «Профмедиа» - дочерняя фирма «ОНЭКСИМбанка». В 1998 году она стала самостоятельной организацией в виде медиа-холдинга Интеррус. По мнению Я.Н.Засурского, владелец часто не рассматривает печатное издание или телеканал как источник прибыли, они необходимы только как средство воздействия на мнение общественности. Естественно, чем больше тираж издания, тем больше сфера воздействия на мнение общества. Однако поднимать тираж зачастую владельцы стараются не за счет расширения спектра мнений, а путем компроматных вбросов и «пожелтения».

Передел собственности и смена владельцев средств массовой информации стал привычным явлением в медиасфере. Например, в 2001 г. контрольный пакет акций телекомпании НТВ перешел от В. Гусинского к Газпрому. А «Лидвиль Инвестментс Лимитед», дочерняя компания «Газпром-Медиа», в том же году стала владельцем контрольных пакетов акций «ТНТ-Телесеть», «НТВ Плюс», «Издательства 7 дней».

Спонсорство через рекламу

Средства массовой информации зачастую могут оказаться в зависимости от частного капитала не только прямо, но и косвенно, через рекламу. Средства, получаемые от публикации рекламных объявлений, оплачиваемых заказчиками, которыми могут быть как коммерческие, так и государственные предприятия, фирмы, организации, а также частные лица, оказываются основным источником доходов журнала, газеты, телевидения и радио. Феномен активного развития рекламных изданий – это чисто рекламное явление, которое вызвано необходимостью быстрой передачи большого массива ценовой информации на мелкооптовый и оптовый рынки. С формированием устойчивых торговых связей на таких рынках неизбежно происходит уменьшение числа объявлений такого рода – сбытовая и ценовая информация из рекламных газет переходит в почтовую рекламу и Интернет. Практически каждое СМИ использует систему наценок: за срочность, место, редакционную подготовку текста публикации, оригинал-макет объявления, публикацию на первой или последней полосе, за многоцветность. Также СМИ используют систему скидок: при покупке определенного числа модулей или целой полосы, при повторе публикации.

Ряд российских СМИ получают финансирование от иностранных источников. В их число вошли «Интерфакс», ТАСС, телеканалы, которые принадлежат «Газпром-Медиа»: «Наш Футбол», «Матч ТВ» и другие.

Дата написания статьи: 04.07.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot