Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы бюджетной системы Российской Федерации и проблемы их реализации

Все предметы / Финансы / Принципы бюджетной системы Российской Федерации и проблемы их реализации
Содержание статьи

Основные принципы построения бюджетной системы России

Определение 1

Принципы бюджетной системы Российской Федерации – это важнейшие положения, определяющие требования к построению системы бюджетов.

Российское бюджетное законодательство ориентировано на то, чтобы повысить эффективность планирования бюджетов и реализации политики в сфере формирования и распределения бюджетов. Бюджет может быть охарактеризован как ключевой финансовый механизм, обеспечивающий реализацию задач государства в социальной и общеэкономической сферах, определение возможностей совершенствования базовых макроэкономических показателей развития.

Бюджетные отношения в Российской Федерации регулируются Бюджетным кодексом. В нем:

  • определяются наиболее общие законодательные положения бюджетной сферы,
  • закладываются основы организации и функционирования бюджетов всех уровней,
  • очерчивается правовое положение для каждого субъекта бюджетных отношений,
  • формулируются основы бюджетного процесса и отношений между бюджетами,
  • указывается, в каком порядке должны исполняться судебные акты в части обращения взысканий на средства бюджетов,
  • перечисляются основания и виды ответственности за нарушения в сфере бюджетного законодательства.

Основным принципам бюджетной системы посвящена ст. 28. К числу базовых принципов относятся:

  • единство бюджетной системы. Это значит, что бюджетное законодательство, принципы функционирования и организации, формы бюджетной отчетности и документации, структура бюджетной классификации, меры ответственности за нарушение законодательства, порядок формирования доходов, исполнения и установления обязательств по расходам и прочие подобные параметры одинаковы для бюджетов различных уровней, функционирующих на территории России,
  • разграничение расходов, доходов и источников финансирования бюджетного дефицита между бюджетами разного уровня бюджетной системы. Это значит, что в соответствии с законодательством доходы, расходы и источники финансирования закрепляются за конкретными бюджетами. Кроме того, определяются полномочия, которыми обладают органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами. Указанные органы не имеют права налагать на физических и юридических лиц обязательства, которые не предусмотрены законодательно,
  • самостоятельность бюджетов. Этот принцип включает несколько положений. Органы государственной власти и местного самоуправления могут самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов, находящихся в их сфере ответственности, а также эффективности использования средств из этих бюджетов. Они сами осуществляют бюджетный процесс, устанавливают налоги и сборы (образующие доходы соответствующего бюджета) в рамках установленных законом ограничений, определяют направления и формы расходования бюджетных средств. Недопустимо, чтобы устанавливались расходные обязательства, подлежащие исполнению из доходов и источников финансирования дефицита другого бюджета,
  • равенство прав субъектов федерации, а также муниципальных образований в бюджетной сфере. Это положение касается определения полномочий органов власти субъектов федерации и местного самоуправления в части формирования доходов (налоговых и неналоговых), также установления и исполнения расходных обязательств,
  • полнота отражения расходов, доходов и источников финансирования. Это значит, что в бюджетах должны отражаться все доходы, расходы и источники финансирования дефицита,
  • бюджетная сбалансированность. Это значит, что сумма доходов и источников финансирования (за вычетом выплат в связи с привлечением источников финансирования бюджета и изменений остатков по счетам) должна быть равна сумме расходов,
  • эффективное использование средств бюджетов. Составляя бюджеты, участники процесса должны стремиться к достижению целевых результатов с наименьшими затратами (экономность) или достижению максимального результата доступными ресурсами (результативность),
  • общее (совокупное) покрытие бюджетных расходов. Это значит, что в общем случае (за исключением целевого финансирования) между конкретными расходами и доходами не устанавливается четкая увязка,
  • открытость и прозрачность. Бюджеты и отчеты по их исполнению публикуются в СМИ. Проекты бюджетов также должны быть открыты для общества. Информация о бюджетах публикуется в Интернете на едином портале бюджетной системы,
  • достоверность. Это значит, что показатели прогнозов должны быть надежными, а расчеты доходов и расходов – реалистичны,
  • адресность и целевой характер средств бюджетов. Это значит, что получатели бюджетных средств получают ассигнования и лимиты обязательств с указанием цели использования,
  • подведомственность осуществляемых из бюджета расходов. Это значит, что получателям ассигнования и лимиты обязательств поступают через главного распорядителя, в ведение которого они отнесены,
  • единства кассы.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблемы реализации принципов бюджетной системы

Проблема эффективности реализации перечисленных принципов связана с трехступенчатым построением самой бюджетной системы в стране. Данная система имеет три уровня:

  • первый — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,
  • второй — бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,
  • третий – местные бюджеты, включая бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Такая сложная структура обуславливает определенные сложности в вопросах координации и своевременного реагирования в вопросах финансового планирования и реализации задач бюджета на местах.

В целом эффективность реализации принципов бюджетной системы в России достаточно высока: бюджетный процесс можно охарактеризовать как прозрачный, достоверный, с соблюдением принципов единства бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, равенства бюджетных прав, адресности и целевого характера бюджетных средств, единства кассы.

Наибольшие сложности в системе бюджетного управления связаны с реализацией принципов сбалансированности и эффективности использования бюджетных средств. В отношении сбалансированности бюджетов на стадии реализации бюджета в условиях существования кризисных явлений в экономике достаточно сложно урегулировать соотношение расходной части бюджета по отношению к доходной.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис