Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Источники финансирования СМИ в современной России и проблема независимости журналиста

Замечание 1

Масс-медиа – это собирательное понятие, которое включает в себя газеты, журналы, радио- и телевещание, Интернет, и играет важную роль в обеспечении функционирования общества.

Особенности развития СМИ на современном этапе

Значение масс-медиа для крупных городов определяется тем, что именно в мегаполисах реализуются главные функции масс-медиа, и именно при помощи масс-медиа жители больших городов интегрируется в политически активную и социально-культурную общность. Эта общность, в свою очередь, при помощи масс-медиа доводит формирующиеся идеи и культуру до жителей остальных населенных пунктов.

Современные особенности развития масс-медиа:

  • Развитие электронных форматов СМИ;
  • Усложнение цветовых решений оформления СМИ;
  • Перераспределение аудитории по интересам;
  • Диверсификация источников финансирования.

Объемы финансовых ресурсов, которые вращаются в сфере масс-медиа, определяют важное значение формирования и развития эффективной системы финансирования СМИ. Российский сектор масс-медиа развивается в целом динамично и аккумулирует внушительные объемы финансовых ресурсов. По данным одного из ведущих медиа-агентств, «Зенит Оптимедиа», в 2008 году общие объемы доходов российских медийных предприятий составляли около 130 млрд. рублей (более 3% ВВП). Несмотря на финансовый кризис, доходы СМИ остаются по-прежнему высокими.

Для обеспечения выполнения СМИ их основных функций необходимо особое внимание уделить вопросам совершенствования механизма финансирования СМИ, при этом учитывая социальную роль масс-медиа и специфику методов и форм финансирования данной сферы деятельности.

Финансовая политика редакции

В деле обеспечения функционирования издания огромную роль играет финансовая политика редакции. Ее целью является создание финансовой базы издания, ее расширение и укрепление, обеспечение большей независимости СМИ. Достижение такой цели возможно только при уменьшении издержек, связанных с выпуском издания, и ростом доходов от его реализации. Финансовая политика редакции определяется учредителем издания, который часто является его владельцем и главным редактором. Ответственность за реализацию финансовой политики несет финансовый менеджер. Его задача – непрерывный контроль за состоянием финансовой базы издания.

«Источники финансирования СМИ в современной России и проблема независимости журналиста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Финансовая база издания обеспечивается уставным фондом редакции или компании. Уставный фонд (в акционерных обществах его называют уставным капиталом) – это совокупность вкладов (в их денежном выражении) учредителей или владельцев издания в имущество редакции.

В состав уставного фонда входят основные и оборотные фонды, денежные средства, нематериальные и финансовые активы. Таким образом, основные фонды редакции могут состоять из принадлежащих ей зданий, их оборудования, технических средств, транспортных средств – автомашин и др. Ее оборотные фонды (в денежном выражении – оборотные средства) представлены запасами материалов – бумаги и других, необходимых для производства, готовой, но еще не реализованной продукции. В оборотные средства входит и заработная плата сотрудников редакции, и все денежные средства, необходимые для ее функционирования, подготовки и выпуска издания.

Основной источник капитала для основания и выпуска СМИ – это средства, вложенные учредителями издания в уставный фонд компании или редакции. Затем к ним присоединяется прибыль, которую редакция получает от реализации издания и других видов деятельности. в условиях экономической и политической нестабильности, а также обострения конкурентной борьбы на информационном рынке издания часто оказываются не способными сохранять самостоятельное существование. Сокращение тиражей и подписки уменьшает возможности получения выгодных рекламных контрактов, появляется и увеличивается бюджетный дефицит. Для того, чтобы избежать банкротства, руководителям редакций приходится искать дополнительные источники финансирования. Банковские кредиты дают только временное облегчение, ситуация после этого часто приобретает более острый характер. Поэтому редакции ищут способ получения спонсорской поддержки или дотации.

Замечание 3

Дотация – это финансовая поддержка издания, оказываемая ему на регулярной основе.

Издания, не имеющие возможности получения такой финансовой поддержки, могут использовать формы косвенной дотации – льготы. Но льготами могут воспользоваться только те издания, которые связаны с наукой, культурой и образованием.

Спонсирование от дотирования отличается нерегулярностью, иногда даже одноразовостью поддержки издания. Спонсорская помощь позволяет редакции в течение определенного времени компенсировать убытки, реализовать перспективный проект.

Однако спонсорская помощь редко имеет характер бескорыстного меценатства. Как правило, оказывая помощь редакции, спонсор получает какую-то выгоду. Например, это может быть возможность влиять на характер публикаций издания.

Проблема независимости журналиста

Часто медиа-магнаты в борьбу между собой втягивают и журналистов, прикрывая свои личные интересы свободой слова. Распространенным явлением остаются массовые увольнения, отсутствие коллективных договоров в редакциях, низкая заработная плата, отсутствие страховки и т.д.

Свобода журналиста как понятие возникает вместе с развитием СМИ и их активным включением в политическую жизнь общества. В настоящее время возможности свободного выбора журналиста существенно расширились. Поэтому свобода перед ним предстает не только как возможность выбора, но и как способность его правильно произвести.

Свобода легко может обернуться произволом, если у журналиста нет четких нравственных ориентиров. Часто журналисту приходится принимать решения самому, поэтому здесь многое зависит от его личностных качеств. Однако свобода слова подразумевает и ответственность журналиста за каждое сказанное им слово.

Существует ли независимая журналистика? Независимость СМИ – это независимость от государства. Несмотря на свободу слова и печати, сказать, что журналистика независима, нельзя. Государство, отягощенное тоталитарным наследием, если дает средства на развитие СМИ, считает, что он должны быть от него зависимыми. На протяжении многих лет понятие свободы слова поменялось понятием журналистское право. Однако свобода слова – это не право журналиста на профессиональное достижение, не право говорить все, что угодно. Свобода слова – это конституционное право человека получать достоверную информацию. И журналисты, считающие себя независимыми, должны это учитывать.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 06.10.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot