Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формы собственности в медиаиндустрии

Базовые и производные формы собственности

Ключевая особенность современного отечественного медиарынка – это его экономическая неоднородность. Это обусловлено не только неравномерным экономическим развитием регионов и столицы, но и наличием на медиарынке структур разных форм собственности.

Основными формами собственности в медиаиндустрии являются:

  • Частная;
  • Коллективная;
  • Общественная.

При частной форме собственности средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Такая форма собственности порождает со стороны этих лиц материальную заинтересованность в рациональном использовании ресурсов в целях достижения максимального экономического эффекта.

При коллективной форме собственности средства и результаты производства принадлежат отдельной группе лиц, где каждый член группы является собственником факторов производства и продукции. К коллективной собственности относятся кооперативная, семейная, общинная, собственность трудового коллектива и т.д.

Общественная собственность – это совместное достояние, то есть принадлежность каких-либо ресурсов всему обществу. Такая форма собственности функционирует как государственная собственность.

На основе перечисленных основных форм собственности возникают ее новые производные формы:

  • Кооперативная
  • Акционерная
  • Совместная
  • Собственность трудового коллектива и т.д.

Имущество этих предприятий формируется на долевой основе за счет средств и взносов юридических и физических лиц, которые выступают как совместные собственники. Доход зависит от размера внесенной доли и результатов хозяйственной деятельности. В этом случае соединяются коллективные и личные интересы.

У российских СМИ, как и у СМИ других стран, существует несколько источников доходов:

  • Государственные дотации;
  • Выручка от реализации тиража, подписки;
  • Спонсорство;
  • Реклама (прямая или скрытая).

Возникают новые источники прибыли, например product placement в аудиовизуальных СМИ, продажа предприятиями новых медиа клиентских баз данных.

Замечание 1

Важнейшее направление отечественного медиарынка – превращение рекламы в главный источник финансирования медипредприятий, независимо от формы собственности. Это позволяет медиакомпаниям выживать и уходить от прямого влияния политики, но при этом ставит деятельность журналистов в зависимость от требований рынка.

«Формы собственности в медиаиндустрии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проблемы собственности в сфере СМИ

В современных условиях экономическая деятельность медиарынка существенно усложняется. Возрастающая коммерциализация СМИ, концентрация и глобализация медиаиндустрии не позволяют СМИ в полной мере реализовать свой культурный и социальный потенциал. Рыночные механизмы закладывают в средства массовой информации объективное противоречие – между их общественным характером и частной собственностью на них. Многие развитые государства для преодоления такого противоречия разрабатывают специальные законодательные меры, способные вывести СМИ из-под господства рыночных механизмов и хотя бы частично ослабить давление коммерческих сил.

Медиаполитика в экономически развитых странах направлена на обеспечение условий для широкого общественного доступа к СМИ, которые должны характеризоваться разнообразием позиций, мнений, взглядов. Государство в экономической сфере берет на себя обязанность создавать необходимые условия для функционирования на медиарынке большого количества медиапредприятий. Это должно способствовать успешной деятельности демократических институтов. Для этого вырабатываются меры, направленные на сохранение разнообразия форм собственности и разнообразия содержания СМИ.

Важнейшая особенность современной медиаполитики – ее двойственный характер. В экономический сфере она носит позитивный характер – многие страны разработали и используют меры, направленные на поддержку здоровой конкуренции и плюрализма. Практическая реализация позитивной экономической медиаполитики имеет разнообразные формы. Например, в США к ним относится закон о сохранении газет. В европейских странах, особенно в северных, существует система прямых дотаций СМИ, а также разработан ряд косвенных мер, в частности, в налоговой сфере, призванных способствовать сохранению конкуренции на газетном рынке.

Еще одна черта экономической медиаполитики развитых демократических стран – частично ограничительный характер. Здесь речь идет о различных антимонопольных, антитрестовых законах, а также о законодательных мерах, которые ограничивают концентрацию медиасобственности в одних руках, а также присутствие на национальных рынках СМИ наиболее крупных медиапредприятий. Государство устанавливает ограничения на одновременное владение несколькими СМИ, определяет количество общенационального (местного) тиража, допустимую долю охвата общенационального (местного) рынка для лидирующих компаний. Благодаря этому осуществляется косвенная поддержка конкуренции, сохраняются экономически слабые компании.

Еще одним проявлением ограничительной государственной медиаполитики на информационно обеспеченных рынках средств массовой информации, которое было разработано не для экономической сферы, но которое оказывает сильное влияние на нее, является регулирование вещательных рынков.

Предметом собой заботы государства во второй половине 20 века оказались типы, количество, размеры географических рынков для теле- и радиостанций. В Западной Европе и в США предусмотрен ряд специальных мер для сохранения максимального числа географических рынков. Многие государственные органы поддерживают развитие новых технологий теле- и радиовещания, выдавая лицензии на создание новых станций на рынках. Целью такой политики является предоставление максимально широкого выбора для слушателей, зрителей и рекламодателей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 25.11.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot