Концепция издания – это его обоснованная модель; совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных признаков будущего издания, формирующаяся в процессе редакторского анализа исходной информации, требований к изданию, обоснования его характеристик.
Роль редактора в условиях цифровизации медиа
Профессия редактора в России развивалась в течении почти десяти столетий. За все это время в полиграфическом, редакторском, оформительском искусстве менялись каноны, эталоны и стандарты, однако авторско-редакторская максима в вопросе создания и воспроизведения текста продолжала оставаться главным смыслом профессии. Редакционный процесс на современном этапе претерпевает ряд изменений, связанных с гипертекстовой и онлайновой природой интернета, его интерактивными и конвергентными возможностями. Произошло изменение информационной политики средств массовой информации в целом и профессионального профиля редактора в частности. Теперь он напрямую зависит от специфики и типа издания, его редакционной системы.
Раньше редактор воспринимался как специалист, главная цель которого – редактирование текста, установление меры его ценности, то есть соответствия формы и содержания читательскому адресу и социально-функциональному назначению. Развитие новой информационно-коммуникационной среды привело к трансформации классического спектра функций редактора и его профессионального образа. Редактору приходится стремительно осваивать новые роли. Теперь он совмещает компетентность журналиста, редактора, менеджера. Теперь ключевой, востребованной фигурой становится журналист-универсал, который способен координировать творческий процесс за счет транспрофессионализации своей деятельности. Редактор отвечает за выбор средств и путей представления контента. По мнению ряда исследователей и журналистов, разница между печатными медиа и цифровыми состоит в культуре потребления, распространения и создания контента. И в этом процессе редактор играет главную роль.
Функции редактора в новых СМИ
Редакторская деятельность в интернет-СМИ определяется в первую очередь статусом сетевого издания и связана с ориентированием системы на создание, обновление, поддержание гипертекстовых информационных ресурсов, а также на обеспечение их связи с потребителями и другими ресурсами. Основу редакции сетевых изданий составляют функции журнальных, газетных, книжных, электронных редакционных систем. Цель редакции сетевых изданий – поиск уникального формата издания как наиболее оптимального вида коммуникационного канала. На определенных стадиях личное участие редактора остается по-прежнему необходимым, как и его квалифицированный контроль на всем протяжении редакционно-издательского процесса. Но редакторам новых медиа не нужно налаживать контакты с логистами, дистрибьюторами, типографиями. Для них первостепенными стали стратегические и тактические задачи:
- Участие в разработке концепции издания, ее изменении;
- Определение ниши издания на рынке;
- Определение потенциальной аудитории издания;
- Нахождение источников информации;
- Участие в маркетинговых акциях;
- Привлечение потенциальных партнеров и рекламодателей.
Производимый контент в мультимедийной редакции связан с усложнением и обновлением редакционных процессов, с ужесточением требований к техническому управлению.
Работа мультимедийной редакции основывается на строгом разделении труда, и редактор здесь выполняет функцию «диспетчера информации», распределяющего контент по платформам.
Редактор направляет потребителям готовые материалы, руководит работой мультимедийных продюсеров. Мультимедийный редактор способен работать на две платформы – на печатное издание и интернет-версию. Также он может координировать и создание аудиовизуального контента.
Журналистский опыт в работе редактора
Редактору, чтобы стать настоящим профессионалом в своем деле, необходимо тесно работать с журналистами, ставить им план и обсуждать темы статей. Часто редактор принимает непосредственное участие в подготовке статьи. Он вместе с журналистом обсуждает тему статьи, ее план, прорабатывает сюжет, анализирует, каких специалистов стоит привлечь для получения пояснений и квалифицированных комментариев. Журналист в ходе написания статьи может неоднократно обращаться к редактору за помощью. Как правило, опытный журналист хорошо разбирается в теме, и может выступать в роли редактора.
Профессиональный редактор не допускает ситуации, когда ему приходится практически переписывать статью за журналиста. Возникновение подобной ситуации означает, что редактор неэффективно сработал как наставник и менеджер.
Однако хороший редактор не только редактирует статьи и управляет журналистами. Ему приходится много писать самому. Обычно редактор имеет свою тему либо рынок, и в своем издании он отвечает за их освещение. Навык письма позволяет редактору сохранять свои навыки. Таким образом он формирует своей редакционный портфель. Часто редактору приходится закрывать «дыру», образующуюся в ленте. Поэтому журналистский опыт в редакторской деятельности играет далеко не последнюю роль.
Активное развитие мобильных платформ, которые являются востребованной и перспективной медиаплощадкой, требуют от редактора богатого журналистского опыта, а также компетенции специалиста, четко понимающего, как работают различные платформы и какие технические инструменты следует использовать для создания контента на каждой из них. Индивидуализация способов и видов медиапотребления, заказы информации «под себя» обусловили необходимость подстроиться редакторам под мобильность пользователей. Редакторам приходится быть организаторами многосторонней коммуникации и играть роль проводников информационной стратегии издания.
Развитие современных социальных сетей обусловило актуальность особых компетенций редактора. Ему необходимо правильно «упаковывать» контент под определенную аудиторию.