Проблемная область философии языка
Проблемы философии языка – это комплекс противоречивых взглядов на определённые объекты, процессы и закономерности в философии языка, требующие их адекватного осмысления и разрешения.
Тема языка с давних времен поднимается в философии. К ней обращались Платон, Аристотель, схоласты, Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Милль, Фреге, Рассел, Витгенштейн, Карнап, Остин, Сёрль, Грайс, Куайн, Даммита, Хайдеггер, Гадамер, Лосев, Шпет, Флоренский и др. Все вышеперечисленные известные деятели пытались обосновать и представить специфическое разрешение проблем философии языка.
Еще греческие философы определяли человека как живое существо, имеющее логос – разум, язык и речь. Соответственно, проблема сущности языка рассматривались как философская проблема у софистов и Платона.
Вскоре, как и многие другие науки, языкознание было выделено из синкретического комплекса философских проблем. Интерес философов к языку постоянно рос. В философии Нового времени мнение о важности языка для философии обосновал Т. Гоббс, полагая, что ум – это не что иное, как учет последствий из согласованных общих имён.
Уже в XX в. М. Хайдеггер говорил о том, что люди – это как раз те существа, которые обладают даром речи. Однако дар речи –это не одна из человеческих способностей наряду со многими другими. Дар речи отличает человека, собственно, он лежит в основе его естества.
В XX в. удельный вес и количество лингвофилософских проблем резко возросли. Голландский философ Ф.-Р. Анкер-Смит отмечал, что философия XX в. занималась подробным изучением феномена языка. Российский философ В. Кузнецов значимость проблематики языка для философии XX в. сравнивал со значимостью проблемы познания для философии XIX в. или проблемы рациональности для философии XVIII в.
Развитие математической логики и обработки метода формализации, возникновение семантики, формирование семиотики, математической лингвистики, кибернетики, а в последние десятилетия – разработка когнитивного подхода к явлениям языка и рассмотрение их с функционально-коммуникативных и культурно-этнографических позиций требуют значительно более глубокого выявления соответствующих философских проблем языка.
Немецкий ученый О.-Ф. Больнов называет такие частные проблемы философского обоснования языка:
- влияние языка на мировоззрение человека;
- каждый язык – носитель особого, неповторимого мировоззрения;
- каждый человек мыслит, чувствует, воспринимает и выстраивает свою жизнь так, как это ему подсказывают формы конкретного языка;
- язык влияет на действительность, формирует и преобразует ее;
- формирование человека связано с языком.
Основные проблемы философии языка
Связь лингвистики с философией более органичен и имеет иной характер, нежели связь философии с науками, изучающими отдельные сферы действительности. Российская лингвистка Р. Фрумкина пишет о том, что язык – это единственный инструмент, позволяющий философу выражать философские утверждения о мире и транслировать свои знания. Для философов он важен именно в этом качестве. Таким образом, исследовательница формулирует проблему метаязыка.
В современной европейской философской мысли проблема языка поднимается также в связи с попыткой преодоления тенденции к деонтологизации в философии, а также поиском базовых основ человеческого познания и культуры в русле традиционной философской проблематики. Не менее важным фактором обращения философов к языку стал вопрос о языке философии и о ее согласовании, с одной стороны, с обыденным человеческим языком, а с другой – с философией.
Лингвиста побуждает обращаться к философии то, что эта наука стимулирует познавательную деятельность исследователя языка, объясняя сущность фундаментальных мировоззренческих идей, которые лежат в ее основе, позволяет осмыслить, понять и объяснить конкретные научные факты.
Современному этапу развития науки о языке присуща установка на переход от положительного знания к постижению проблем философии языка в широком теоретико-методологическом контексте (философия, логика, когнитология, психология, теория искусственного интеллекта и другие науки).
Значительное количество языковедческих проблем и тех, которые ранее воспринимались как внеязыковые, стали восприниматься как собственно языковые, внутренние, важные для понимания языка не как системно-структурного имманентного созидания, а как духовной энергии, когнитивной активности человека. Философского разъяснения требовали и продолжают требовать следующие проблемы:
- проблема сущности и природы языка;
- проблема возникновения и развития языка в связи с развитием человеческого общества;
- проблема отношений языка с реальным миром;
- проблема влияния языка на мышление и духовное развитие человечества;
- проблема природы языковых знаков;
- проблема типологии речевых форм в зависимости от специфики их отношения к объектам;
- проблема природы универсалий;
- проблема соотношения между естественными и искусственными языками и тому подобное.
Для многих направлений современной философии человеческая речь стала важным объектом исследований. Представители аналитической философии в языке представляют всё богатство сознания и человеческой практики. Для феноменологии язык является знаковым выражением работы сознания; исследуя язык, философ многое может сказать о работе сознания.
Герменевтика видит в языке бытие сущности, «дом человеческого духа».
Постмодернизм истолковывает язык как среду чувственности человека; философия призвана освободить эту чувственность, придать ей более высокий статус. По мнению французского философа Ж. Дерриды, проблема языка еще никогда не захватывала столь глобального горизонта самых разных сфер исследований, гетерогенных дискурсов наряду с различными намерениями, методами и идеологиями.
Рисунок 1. Ж. Деррида. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Итак, в современной философии языка существует целый ряд проблем, которые в различных направлениях находят особое объяснение и специфические пути решения. На данный момент не существует единого, всеобъемлющего подхода к решению всех проблем философии языка.