Общая характеристика корпоративного отдыха
Управление корпоративным отдыхом персонала – это целенаправленная деятельность, ориентированная на организацию отдыха сотрудников предприятия, позволяющего повысить лояльность, эффективность командного взаимодействия и решить другие задачи в интересах компании.
Предпосылки формирования корпоративной культуры возникли еще в древности, когда люди начали объединяться в профессиональные сообщества с установленными принципами и правилами взаимодействия. В Средние века цеха и гильдии становились для ремесленников второй семьей (а иногда вообще заменяли семьи, ведь детей отдавали в подмастерья с малых лет, и не всегда в том же населенном пункте, где жили родители).
В XX веке неотъемлемой частью крупного бизнеса стала корпоративная культура. В это время получили распространение и принципы корпоративного отдыха. Сначала речь шла о редких, профессионально и территориально специфических праздниках. Постепенно руководители стали отмечать положительное влияние совместного проведения работниками досуга на эффективность их труда. К концу XX-началу XXI века сложились определенные традиции корпоративного отдыха и досуга.
Корпоративный досуг – это важная часть рабочего процесса. Социальные изменения, в частности:
- внедрение новых методик организации труда;
- появление новых способов времяпрепровождения;
- трансформация взаимодействия между работниками и работодателями;
- нарастание значимости сферы услуг;
привели к тому, что все чаще при выборе рабочего места люди оценивают не только обещанный оклад, но и социальный пакет, элементом которого является проведение корпоративного досуга.
Корпоративный отдых – это эффективный инструмент решения множества стоящих перед руководителями задач. Однако для того, чтобы этот инструмент работал так, как задумано, важно взвешенно подходить к его использованию. Неправильное применение порождает:
- излишние финансовые затраты;
- отсутствие эффекта или даже отрицательное влияние на коллектив.
Задачи управления корпоративным отдыхом
Корпоративный отдых – это один из универсальных и эффективных способов выстраивания взаимоотношений между руководством и персоналом. Он дает возможность решить разнообразные задачи, возникающие перед руководителем в рамках управления персоналом. Различные форматы корпоративного отдыха позволяют:
- повысить лояльность сотрудников. Большинство современных компаний признает значение лояльности персонала к бренду. Благодаря проведению корпоративных досуговых мероприятий можно повысить уровень лояльности, следствием чего станет решение множества проблем, связанных с мотивацией;
- улучшить репутацию организации. Многие разновидности корпоративного отдыха способствуют улучшению репутации работодателя – например, если сотрудники принимают участие в соревнованиях и социально-ориентированных акциях. Положительные отзывы участников о корпоративных мероприятиях также способствуют формированию имиджа заботливого работодателя. Благодаря такой славе компания получит возможность привлечь на работу перспективных кандидатов. Также она может способствовать улучшению мнения потребителей о бренде;
- повысить эффективность труда. Отдохнувшие сотрудники в целом работают лучше. Кроме того, корпоративные мероприятия могут включать в себя элементы развития профессиональных компетенций, командообразования. Все это способствует росту доходов компании;
- повысить квалификацию сотрудников. Корпоративные мероприятия могут преследовать четкие цели, связанные с профессиональным развитием – в первую очередь это касается различных тренингов и семинаров, проводимых в игровой форме. Участвуя в них, сотрудники приобретают новые компетенции, усваивают полезную информацию. Профессиональные конференции также способствуют установлению полезных контактов, нетворкингу;
- обеспечить рекламу бренда. Интересный, яркий корпоративный отдых может выступать методом рекламы, способом заявить о себе и расширить лояльную аудиторию. Часто даже не обязательно пользоваться платными маркетинговыми инструментами, можно опубликовать новость в социальных сетях и положиться на вирусное распространение и «сарафанное радио» (сотрудники, принявшие участие в запоминающемся мероприятии, поделятся впечатлениями со своими друзьями и родственниками);
- снизить текучесть кадров. При прочих равных условиях регулярные интересные корпоративные мероприятия делают рабочее место более привлекательным, а сотрудников – стремящимися его сохранить. Здесь можно проследить влияние как лояльности к работодателю, так и более стойких и тесных отношений в коллективе;
- улучшить психологический микроклимат. Сотрудники на корпоративных мероприятиях получают возможность пообщаться в неформальных условиях, лучше понять друг друга. Отсутствие прямого подчинения и жесткой субординации на отдыхе способствует установлению доверительных отношений;
- развить командный дух. Корпоративный досуг – мощный инструмент сплочения команды, формирования тесных взаимосвязей в коллективе;
- получить от персонала обратную связь. Многие современные компании стремятся сделать трудовые условия комфортными для сотрудников. Но не всегда в рабочее время получается собрать от персонала обратную связь. В неформальных условиях сотрудники могут сказать что-то важное, поделиться идеями оптимизации бизнес-процессов и организации труда;
- облегчить карьерный рост и отбор профессионалов. Общаясь в неформальной обстановке, руководители и менеджеры по персоналу смотрят на сотрудников с новой стороны, оценивают их личностные (а иногда и профессиональные) качества, которые не всегда удается заметить на рабочем месте. Также корпоративные мероприятия служат источником информации о совместимости между коллегами, что важно при принятии кадровых решений (в частности, относительно ротации и продвижения);
- повысить мотивацию. Обеспечение сотрудникам интересного корпоративного отдыха может стать хорошим способом повышения мотивации само по себе. Однако многие виды корпоративного отдыха также способны обеспечить и наличие дополнительных факторов, влияющих на мотивацию.