Организация безопасности рабочих мест
Управление безопасностью персонала – это целенаправленная деятельность, включающая выработку, поддержание и развитие уровня защиты сотрудников от угроз в контексте их профессиональной деятельности.
В процессе трудовой деятельности человека окружает среда, определяющая условия труда. Эти условия существенно влияют на человеческий организм, его психические и физиологические функции, и, как следствие, на производительность труда и работоспособность.
Управление условиями труда предусматривает обеспечение высокопроизводительного эффективного труда персонала с гарантированным сохранением безопасности, предотвращением неблагоприятных условий и аварийных ситуаций. Для этого осуществляют различные воздействия, а именно:
- проводят профилактические и охранные мероприятия;
- оптимизируют (с точки зрения эргономики) оборудование рабочих мест, информационную нагрузку, соответствующую психологическим возможностям людей в части приема и обработки информации, принятия решений и осуществления действий;
- осуществляют профессиональный отбор и отсев лиц, непригодных к профессиональной деятельности на той или иной должности;
- устраняют несоответствие между структурой деятельности и психофизиологическим состоянием человека, в том числе проводят профилактику психоэмоционального и зрительного перенапряжения, переутомления, проводят мероприятия для повышения эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции эмоционального состояния, самоуправлению, дисциплинированности, ответственности, улучшения памяти, внимания и других профессионально значимых психических функций;
- проектируют рабочие места с учетом инженерно-психологических и эргономических требований.
Под организацией рабочих мест понимают совокупность мероприятий, направленных на оснащение рабочих мест предметами и средствами труда, размещенными в определенном порядке.
Организация рабочего места предусматривает:
- рациональное расположение на ограниченных производственных площадях оборудования, оснастки;
- создание комфорта и удобства для исполнителей;
- защиту сотрудников от неблагоприятных факторов и вредных воздействий;
- обеспечение возможности бесперебойно обслуживать рабочие места.
В составе организации рабочего места можно выделить три элемента:
- оснащение рабочего места;
- планировка рабочего места;
- организация обслуживания рабочего места.
На специфику организации рабочего места влияет тип и характер производства, размер и количество используемого оборудования, уровень механизации труда и другие факторы.
На практике организация рабочих мест производится в соответствии с определенными требованиями, которые могут иметь как количественное (в форме норм и нормативов), так и качественное выражение. Одни требования носят обязательный характер (в основном речь идет о санитарных требованиях, а также требованиях правил эксплуатации оборудования, техники безопасности), их нарушение влечет ответственность руководителя вплоть до уголовной; другие относятся к категории желательных (эргономичность, эстетичность и т. д.), но их соблюдение оказывает непосредственное влияние на производительность труда.
Элементы управления безопасностью труда
Вопросы безопасности на рабочем месте не ограничиваются техническими и организационными. По сути, обеспечение безопасности – это должностная и моральная обязанность всех руководителей. Очень часто причиной несчастных случаев становятся не технические и организационные недостатки, а неправильное поведение людей (человеческий фактор). Любой несчастный случай происходит вследствие комбинации факторов, делающих негативное событие если не неизбежным, то высоко вероятным. Ключевыми факторами такого рода выступают:
- низкое качество обучения;
- непродуманность политики охраны труда и техники безопасности;
- упущения при реализации политики охраны труда.
Распространено убеждение работников, что несчастный случай может произойти с кем угодно, только не с ним лично, которое притупляет внимание, снижает требовательность к собственному соблюдению требований техники безопасности.
Основу правовой защиты от производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний закладывает трудовое законодательство и система стандартов безопасности труда. В соответствии с нормативно-правовыми актами, ответственность за состояние техники безопасности и охраны труда возлагается на руководство организации.
Для того, чтобы предотвратить несчастные случаи, целесообразно:
- выделить опасные объекты;
- для каждого выделенного объекта установить, соответствует ли он стандартам безопасности.
Работа с факторами, основанными на человеческом поведении, намного сложнее. В первую очередь нужно укрепить у руководителей сознание ответственности за обеспечение безопасности труда. Нередко инструктажи проводятся нерегулярно, чисто формально, а контроль за соблюдением требований безопасности и вовсе отсутствует. Важно, чтобы руководитель разъяснял сотрудникам и доводил до их сведения все требования, предпринимал необходимые шаги для реализации их выполнения. Все формулировки в правилах охраны труда и техники безопасности должны быть четкими, не допускающими двоякого толкования. За нарушение правил необходимо предусмотреть дисциплинарную ответственность.
Управление персоналом обязательно включает в себя специальное обучение сотрудников необходимым им правилам техники безопасности. Обучение правилам техники безопасности и охраны здоровья – единственная форма обучения, которая является обязательной по закону. Сотрудник не может отказаться от такого обучения.
Системный подход в сфере охраны труда включает в себя множество составных компонентов, начиная от наличия всей необходимой нормативной и инструктивно-методической документации, а также мероприятий по охране труда.