Общая характеристика взаимоотношений руководителя малого предприятия с персоналом
Особенности взаимоотношений руководителя малого предприятия с персоналом - это специфические проявления способов коммуникации руководителя и персонала предприятий, относимых к категории малых.
Ключевой особенностью для малых предприятий является плотность взаимодействия руководства и линейного персонала. Для всех работодателей важно сформировать нормальные деловые отношения с сотрудниками. Для того, чтобы добиться таких отношений, требуется постоянно стимулировать работников, устранять возникающие в коллективе конфликты, решать проблемы.
Общение является двусторонним процессом, в который вовлекаются работодатель и его работники. Необходимо, чтобы руководитель предоставлял сотрудникам определённую информацию, в частности:
- рабочие инструкции,
- сведения об изменениях в условиях, процедурах и правилах рабочего процесса,
- сведения о развитии предприятия.
В то же время для руководителя важно получать обратную связь от работников, слышать их мнение, жалобы и предложения. Благодаря обратной связи на предприятии обеспечивается:
- отсутствие жалоб и слухов,
- нормальные деловые отношения между работниками и работодателем,
- доверительность отношений,
- сплочённость коллектива,
- оперативное решение проблем, возникающих у персонала.
Общение руководителя и сотрудников на малых предприятиях обычно осуществляется через следующие каналы:
- беседа один на один. Руководитель может общаться с сотрудниками во время официальных дискуссий или неофициальных бесед. При этом со стороны руководителя осуществляется предоставление информации работником, а работники дают обратную связь. Благодаря таким беседам можно обсуждать важные проблемы, давать сотрудникам возможность высказать своё мнение, уточнить интересующие вопросы,
- справочники по предприятию для сотрудников. На предприятии может быть сформирован справочник для персонала, содержащий полную информацию о направлениях деятельности, процедурах и правилах, условиях работы. Такой справочник может быть изготовлен в электронном или печатном формате,
- доска объявлений (физическая или виртуальная). В качестве доски объявлений может использоваться чат в мессенджерах, в котором участвует весь персонал. Это позволяет передать сообщение всему коллективу,
- книга или ящик для предложений. Этот инструмент служит для сбора мнений сотрудников. Не всегда работник может переговорить с руководителем в устной форме. Использование ящика позволяет передать информацию анонимно.
Улучшение взаимодействия руководителя и сотрудников малого предприятия
Для того, чтобы сформировать сплочённый коллектив, руководитель малого предприятия должен уделять внимание стимулированию сотрудников. Руководителю доступно использование следующих факторов мотивации:
- заработная плата. Оценка работниками своего вклада в общий результат производится в соответствии с полученной суммой. Заработная плата должна соответствовать сложившейся на трудовом рынке ситуации, быть конкурентной,
- условия труда. Как минимум, работодатель должен обеспечивать безопасность в рабочей обстановке. Среди перечисленных в трудовом договоре обязанностей работодателя наиболее важное значение имеют обязанности руководителя по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, охраны труда для всех работников его предприятия. Желательно, чтобы условия труда были комфортными, чтобы сотрудники чувствовали со стороны руководителя стремление создать такие условия,
- социальные возможности. Персоналу может предоставляться дополнительный социальный пакет, например, компенсация проезда, скидки на питание на рабочем месте, корпоративная связь, добровольное страхование здоровья, ссуды, оплата обучения. Всё это служит стимулом для улучшения работы,
- предоставление самостоятельности. Ещё одним стимулом к работе может стать предоставление сотрудникам большей ответственности и самостоятельности в рамках их повседневной работы. Работникам важно чувствовать признание своего профессионализма, способности решить более сложную задачу.
Руководители малых предприятий должны проявлять интерес к труду каждого сотрудника. Для этого перед работниками могут ставиться индивидуальные цели и задачи на различные периоды.
Часто у работников возникают личные или связанные с работой проблемы, которые потенциально могут перерасти в конфликты, влияющие на функционирование компании. За счёт тесноты рабочих отношений руководителя и сотрудников малого предприятия руководитель получает возможность на ранней стадии выявить трудности. Работник должен знать, что у него есть право обратиться за помощью и советом к руководителю. Для этого руководитель должен сформировать доверительную обстановку, оказывать сотрудникам поддержку. Умение управлять конфликтами - это важный аспект отношений руководителя и персонала. Конфликты неизбежно возникают в процессе общения между людьми.
Под конфликтом понимают столкновение интересов, целей, мнений, позиций двух или нескольких людей.
Современный научный подход состоит в том, что конфликты как таковые не просто допустимы, но и желательны в некоторых случаях, поскольку позволяют получить информацию о проблемах, выявить разные точки зрения. К позитивным последствиям конфликтов относят:
- решение проблемы способом, который приемлем для всех сторон,
- укрепление сотрудничества и взаимопонимания.
Благодаря разрешению конфликта может повышаться мотивация к труду, расти уровень квалификации, возникать новые идеи по развитию компании.
В то же время у конфликтов бывают и негативные последствия:
- рост неудовлетворённости работников,
- сворачивание сотрудничества,
- ухудшение психологического климата в коллективе,
- рост текучести кадров.
Руководители должны стремиться к быстрому и безболезненному преодолению конфликтов с минимизацией негативных последствий.