Основные понятия развития персонала
Глобальной проблемой на современном этапе развития экономики страны, является проблема в подборе и работе с персоналом. Развитие массового производства и увеличение его эффективности невозможно представить без квалифицированных кадров. Только при наличии квалифицированных кадров, возможно, увеличить объемы работы и добиться высоких экономических показателей деятельности предприятия.
Сегодня на рынке труда установлены жесткие условия к персоналу. Актуально постоянное развитие, увеличение рыночного потенциала не только в рамках своего государства, но и выход на международные рынки.
Специалистам необходимо постоянно развивать свои профессиональные качества, искать новые пути направления бизнеса.
Основным средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение – обучение новым профессиональным навыкам сотрудников предприятия.
Основными целями профессионального обучения и развития персонала, являются (рис 1.).
Основные методы обучения персонала
Основные методы обучения и развития персонала можно классифицировать по следующим признакам:
- Пассивные и активные – различаются по степени восприятия информации сотрудниками.
- Индивидуальные – занятия происходят для одного сотрудника. При данном методе обучения фокусируется внимания лектора на одну поставленную задачу перед ним. При этом лектору необходимо выявить потенциал слушателя, и сделать вывод, на что больше обратить внимание.
- Групповые – занятия происходят с группой организованных людей, которые проходят обучение по конкретной учебной программе.
- С отрывом от производства – метод обучения предусматривает что сотрудник, который проходит обучение на рабочем месте не появляется во время учебы.
- Без отрыва от производства – метод обучения, при котором руководство предприятия приглашает лектора для проведение лекции, после основного рабочего времени.
Основные виды обучения:
- подготовка новых кадров;
- переподготовка кадров;
- повышение квалификации.
Процесс обучения и переподготовки персонала начинается с четко поставленной цели, которая формируется на основе потребностей, связанных с профессиональной деятельностью.
Методы профессионального обучения
Основными методами обучения, которые чаще всего применяются на практике, можно выделить такие:
- Инструктаж – используется как метод разъяснения работы на своем рабочем месте. Данный метод можно использовать, как к сотрудникам, которые работают долгое время на предприятии, так и к вновь поступившим.
- Ротация – метод обучения, который предполагаем временное перемещение работника, на другую должность на своем же предприятии с целью приобретения новых навыков.
- Наставничество – метод обучения предполагает обучение рядом с мастером, который будет контролировать весь процесс работы.
Оценка эффективности обучения
Оценка эффективности обучения является основным моментом анализа проведенной работы. При анализе эффективности обучения определяются:
- нравится/не нравится - определяется уровень удовлетворенности персонала;
- анализ знаний, которые были до и после курса обучения;
- анализ изменений в поведении персонала после обучения.
Для определения уровня переподготовки персонала можно использовать такие методы:
- опрос;
- экзамен;
- тесты;
- аттестация;
- анализ улучшения общих показателей предприятия.
Залог успешного функционирования любого предприятия – это постоянное усовершенствование и развитие навыков персонала.
Результат обучения должен быть стимулом для работника. Этого можно добиться только по средствам дополнительных денежных премий или поощрений. Это позволит и другим сотрудникам повышать свою квалификацию.