Общая характеристика бизнес-плана
Бизнес-план кадрового агентства - это программа действий будущего кадрового агентства, рассчитанная на четко определенный срок.
Бизнес-план требуется не только чтобы выступить перед инвесторами, но и для проработки стратегии развития, прогнозирования рыночных рисков и формирования лучшего понимания собственного бизнеса. Благодаря единой структуре бизнес-плана появляется возможность выявить недоработки, которые могут быть упущены без системного подхода.
Существует типовая структура бизнес-плана, но в зависимости от специфики бизнеса она может быть изменена. Основными разделами такого плана являются:
- общая характеристика будущей компании. В этом разделе описывают организационно-правовую форму, роли участников проекта, размещение и оснащение предприятия, необходимые инвестиции и текущие финансовые показатели. Если бизнес-план составляется по новому бизнесу, в финансовых показателях описывают предстоящие и текущие затраты. Если бизнес-план касается уже действующего бизнеса, в этот пункт включается информация о доходах за последние отчётные периоды, расходах и прибыли,
- анализ рынка и отрасли. Чтобы добиться успеха на рынке, необходимо понимать, как он устроен. Составлению бизнес-плана предшествуют исследования отрасли и ниши. В этом разделе возможно написать краткую историю отрасли, влияющие на её рост факторы, провести сегментирование продуктов, поставщиков и покупателей, проанализировать прямых конкурентов, в том числе лидеров отрасли. Здесь же выявляются основные тенденции развития отрасли, оценивается её ёмкость. В итоге должен быть выделен целевой сегмент аудитории и построен прогноз его роста,
- продукт и бизнес-модель. Продукт является сердцем бизнес-идеи, поэтому важно подробно описать, что будет производиться или продаваться, в чём особенность предлагаемого товара или услуги. Необходимо сформулировать ценность своего предложения с точки зрения клиента, оценить преимущества перед конкурентами,
- производственный план. В этом разделе описывается, что требуется для выхода продукта на рынок. Производственный план должен содержать информацию об условиях производства, используемом оборудовании, себестоимости продукции, поставщиках сырья, объёмах производства, логистике и затратах на доставку. Особая роль отводится прогнозу цен на ресурсы,
- организационное устройство предприятия. Этот раздел заполняется даже для микробизнеса, в котором собственник планирует работать в одиночку. В этом разделе описывается иерархия компании, зоны ответственности работников, состав управленческой команды, категории персонала. Важно провести оценку затрат на заработную плату и наметить направления развития человеческих ресурсов,
- маркетинговая стратегия. В этом разделе дается характеристика целевой аудитории, определённой ранее, проводится оценка её платёжеспособности и описывается стратегия ценообразования. Можно наметить рекламную тактику,
- стратегия продаж. В основе стратегии продаж должна лежать реальная ситуация на рынке и конкретные численные расчёты,
- финансовый план. Финансовый план позволяет оценить жизнеспособность бизнес-идеи с точки зрения экономики. Этот раздел важен для инвесторов, поскольку они могут оценить перспективы получения прибыли для себя. В финансовом плане описываются источники финансирования, строится прогноз объёма продаж, составляется расписание платежей исходя из ожидаемых прямых и косвенных затрат, проводится анализ денежных потоков и в результате рассчитывается чистая прибыль и рентабельность,
- оценка рисков. Важной частью плана является учёт негативных сценариев. В этом разделе перечисляются типичные для отрасли и региона факторы риска, выявляются сильные и слабые стороны проекта.
Специфика бизнес-плана кадрового агентства
Постепенно российский рынок труда становится более зрелым. Это приводит к росту востребованности услуг, связанных с подбором персонала. Уже сегодня крупные компании активно прибегают к услугам рекрутинговых агентств. Эти агентства выступают посредниками на рынке труда между соискателями и работодателями. Смысл деятельности рекрутинговых агентств состоит в следующем:
- работодателям обеспечивается подбор кандидатов, подходящих под заявленные требования,
- соискателям осуществляется помощь в поиске работы.
Таким образом, открытие рекрутингового агентства является перспективным с точки зрения развития бизнеса. Преимуществом этого вида деятельности выступает сравнительно низкая потребность в первоначальных вложениях, а также невысокие затраты в ходе ведения деятельности. На начальном этапе бизнес может быть реализован на дому.
Целевая аудитория рекрутингового агентства - это компании, заинтересованные в подборе сотрудников определённой квалификации.
Первоначальные инвестиции требуются для того, чтобы приобрести офисную технику и минимальный набор программного обеспечения, а также оформить подписки на региональные базы данных соискателей и работодателей. Также требуется сформировать фонд оборотных средств на период до выхода бизнеса на окупаемость.
Основными тенденциями рынка кадровых услуг, обуславливающими перспективность бизнеса в сфере подбора персонала, являются:
- увеличение доли сложных вакансий, предполагающих высокие требования к компетенции, опыту соискателей,
- глобализация на рынке труда. Сотрудников часто ищут в других регионах и даже странах,
- сотрудничество с работающими удалённо сотрудниками и фрилансерами. Удалённая работа динамично развивается. Драйвером ее роста стала пандемия коронавируса.
При этом в отрасли наблюдается высокая конкуренция, заставляющая компании сужать специализацию. Кадровые агентства могут ориентироваться на отдельные отрасли или подбор работников конкретной специализации.
В общем виде схема работы с заказчиком агентства следующая: агентство принимает заказ от работодателя на поиск персонала, закрывают вакансии в установленный срок. Если специалисты одобряются работодателем, то по истечении испытательного срока в 1 месяц компаний выплачивает агентству вознаграждение, размер которого определяется в процентном соотношении от годового оклада нанятого специалиста.