Характеристика главных элементов туристского рынка
Туристский спрос – это интерес к туристским услугам со стороны потенциальных клиентов, подкрепленный их денежной способностью воспользоваться и приобрести конкретный продукт по существующей цене.
Следует отметить, что уровень спроса на туристские услуги, который подкреплен платежеспособностью потенциальных клиентов, отражает общую социальную и экономическую ситуацию в государстве.
На потребительский спрос оказывают существенное влияние ряд факторов:
- демографический фактор;
- природные условия;
- политический строй и экономическая ситуация в государстве;
- человеческий фактор;
- прочие случайные условия.
Колебания уровня спроса на турпродукт принято считать эластичностью спроса. Данный показатель напрямую зависит от уровня жизни потенциального клиента и вида, предлагаемого на рынке турпродукта.
После исследования спроса и предпочтений населения формируется предложение на рынке.
Предложение – это совокупность туристических услуг, потребность в которых возникает у туриста в момент совершения поездки.
Предложение туристского продукта зависит от производителей конкретных турпродуктов, особенностями существования туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.
Два вышеперечисленных компонента туристского рынка взаимозависимы и оказывают активное влияние на показатели друг друга.
Показатели туристского рынка
Туристский рынок следующими показателями:
Емкость туристского рынка – возможность для продажи определенного количества туристских услуг в соответствии с установленными ценами и существующим предложением. Цены оказывают существенное влияние на потребности населения в туристических услугах.
Туристский рынок характеризуется постоянным непрерываемым потоком денежных средств и реализуемых туристских услуг. Они создают движение навстречу друг другу, которое принято называть туристским кругооборотом.
Туристский кругооборот – представляет собой систему экономических отношений, функционирование которых приводит к переводу турпродукта в денежный эквивалент и наоборот.
Данный показатель характеризует направленность потоков туристской продукции, наличие инвестиций в туриндустрию и вклад в федеральный бюджет от отрасли туризма в целом.
Предложение на рынке туризма создается в зависимости от изучения приоритетов по отношению к различным формам и видам туризма.
Одной из основных черт, присущих области туризма считается сезонность. Это оказывает существенное влияние на уровень спроса различных направлений в туриндустрии. Для оценки колебания спроса используется коэффициент неравномерности туристского потока, который рассчитывается путем соотношения числа ночей в месяц максимального туристского потока к среднемесячному числу ночей.
Туристские операторы своим основным доходом принимают разность между оптовыми ценами на рынке туризма на внутреннем и внешнем рынке. Показатель разности между этими ценами составляет маржа. После вычета из маржи себестоимости собственных услуг и налогов образуется прибыль. Туристские агентства, продающие туруслуги населению по розничным ценам, образуют свой доход за счет комиссионных и процентных надбавок.
Значение конкуренции на туристском рынке
Конкуренция на туристском рынке – борьба между производителями и продавцами турпродукции за наиболее выгодное место на потребительском рынке. Следует отметить, что конкурентная борьба является главным фактором, устанавливающим общерыночные цены на турпродукты.
Экономистами принято выделять совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – ситуация, возникшая в отрасли туризма, при которой воздействие участника экономических отношений в туриндустрии на рынок настолько ничтожно, что им можно пренебречь.
Для совершенной конкуренции характерная полная информированность всех участников туристского рынка о тех хозяйственных возможностях, которые в нём имеются.
Несовершенная конкуренция – положение рынка, при котором существует небольшая группа крупных предприятий, производящих туруслуги, которые диктуют свои условия для этого рынка.