Значение экономических отношений на туристическом рынке
Туризм – это одна из существенных областей современной экономики, направленная на удовлетворение потребностей людей и улучшения уровня жизни населения.
Отличительной чертой индустрии туризма является минимальное истощение природных ресурсов по отношению к другим секторам экономики. Другим положительным моментом является высокая степень адаптации к изменяющимся условиям мирового рынка.
Туризм как экономическое понятие обладает рядом черт:
- носит индустриальный характер;
- представляет собой туристские продукты и услуги, основной признак которых заключается в невозможности хранения и траспортировки;
- формирует новые рабочие места и стимулирует развитие экономически слабых регионов и положительно влияет на национальную экономику стран;
- представляет собой механизм ориентирование национального дохода в бюджет государств, основной отраслью которых является туризм;
- выступает катализатором роста национального дохода, занятости, улучшения инфраструктуры и доходов местного населения;
- обладает большой результативностью и быстрой окупаемостью вложенных средств;
- является наиболее результативным способом сохранения природных ресурсов и культурного наследия;
- вовлекает в свою деятельности практически все секторы экономики.
Можно сделать вывод о том, что туриндустрия существенно влияет на экономическую ситуацию в стране и мире, привлекая в свою деятельность хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.
Функции туристического рынка
Туристский рынок в рамках экономики страны реализщует нижеизложенные функции:
- Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, состоящих в турпродукте. Предполагается движение стоимости, которое выражается в замене туристического продукта на денежный эквивалент.
- Функция организации процесса предоставления туруслуги клиенту. Реализуется через сети туристических фирм. Потребитель производит определенные затраты для получения туруслуги вместе стем получает удовлетворение своих потребностей в материальных и духовных благах. Таким образом рынок туризма влзмещает затраты рабочей силы и воспроизводит уровень производительной мощности населения.
- Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределения (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.
Как и все другие рынки, туристский рынок осуществляет свою деятельность в соответствии с законом спроса и предложения.
Классификация рыночных отношений
Широкое распространение получила классификация экономических отношений по формам собственности: государственные и частные.
Уровни организции общественного производства также лежат в основе классификации экономических отношений.
Теоретиками выделяются нижеследующие виды экономических отношений:
- между сотрудничающими в области туризма странами (экономические отношения на международном уровне);
- между правительством и турфирмами;
- между турфирмами;
- внутри предприятия туризма;
- между государством и домашними хозяйствами;
- между турфирмами и домашними хозяйствами и прочее.
Существует также разделение на социально-экономические и организационно-экономические отношения. Данная дифференциация базируется на принципе присвоения средств и результатов деятельности и организация экономики и производства.
Социально-экономические отношения - это взаимодействие людей путем их отношения к вещам и благам.
Следует отметить, что главное значение в данном контексте имеет отношение собственности.
Организационно-экономические отношения возникают между предприятиями туризма в процессе организации работы.
Структуру и состав организационно-экономических отношений рассматривается на разных уровнях. Выделяются следующие экономические отношения:
- формирование процесса производства и принятия управленческих решений;
- обеспечение бесперебойной работы экономической системы;
- организация и обеспечение работы туристического рынка и туринфраструктуры;
- формирование рыночных цен, системы оплаты труда и материального стимулирования и прочее.
Социально-экономические и организационно-экономические отношения - это главные элементы экономической системы, которые основываются на существующих формах собственности, ресурсах и итогах хозяйственной деятельности; организационных формах хозяйственной деятельности; хозяйственном механизме; экономическом взаимодействии между хозяйствующими субъектами.