Понятие структуры управления туризмом
Туризм является сложной организационной структурой. Структура управления туризмом - это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязях и стабильных отношениях, обеспечивающих функционирование этих элементов как единой системы.
В структуре управления туристской организации выделяют звенья (отделы) и уровни (ступени), а также вертикальные и горизонтальные связи.
К звеньям управления относят:
- структурные подразделения,
- отдельных специалистов, выполняющих управленческие функции,
- менеджеров, координирующих деятельность нескольких структурных подразделений.
Связи между отделами горизонтальные.
Уровни управления - это группа звеньев управления, которые занимают конкретную ступень в системах управления организацией. Связи между уровнями управления имеют вертикальный характер и подчиняются друг другу согласно иерархии: управленцы высшего уровня управления принимают решения, которые передаются нижестоящим звеньям.
Высшим уровнем управления может являться вице-президент, президент, председатель совета директоров.
Менеджеры высшего звена:
- представляют интересы и требования владельцев акций,
- разрабатывают и реализуют политику организации.
Руководители среднего уровня (директора предприятий, руководители бюро, отделений, начальники функциональных отделов):
- реализуют политику функционирования организации, принятую высшим управлением,
- доводят задания до подразделений и отделов и контролируют их выполнение.
Младшие начальники представляют низшую ступень управления, это младшие менеджеры, которые отвечают за доведение заданий до исполнителей.
На всех уровнях управления менеджеры выполняют управленческие и исполнительские функции. С увеличением уровня руководства, понижается объем исполнительских функций.
Типы организационных структур
В практике управления туристскими организациями выделяют следующие организационные структуры:
- линейную,
- функциональную,
- линейно-функциональную.
Линейная структура - характеризуется наличием руководителя, руководящего каждым структурным подразделением, имеющего все полномочия для осуществления единоличного руководства и выполняющего все функции управления.
Преимущества линейной структуры:
- цельность и четкость управления,
- слаженность действий исполнителей,
- оперативность принятия решений,
- четко выраженные обязательства,
- личная ответственность менеджера за итоги работы подразделения.
Недостатки линейной структуры управления:
- высокие требования к руководителю, вызванные необходимостью обеспечивать эффективное руководство всеми функциями,
- большой объем информации, контактов с вышестоящими структурами и подчиненными,
- концентрация власти в управляющем звене,
- затруднительные связи между инстанциями.
Функциональная система управления подразумевает формирование по основным направлениям деятельности организации, когда подразделения объединяются в блоки (например, финансы, сбыт, производство и т.д.).
Преимущества функциональной структуры:
- высокая компетентность и узкопрофильность специалистов,
- стандартизация и формализация всех процессов,
- отсутствие повторений в выполнении управленческих функций.
Недостатки функциональной структуры:
- излишняя заинтересованность в реализации задач своих подразделений,
- трудности во взаимосвязях между функциональными службами,
- тенденция к централизации,
- длительный процесс принятия решений,
- трудное реагирование на изменения.
Линейно-функциональная структура управления подразумевает объединение функциональных и линейных связей в организации.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
- детальное планирование и подготовка решений,
- освобождение главного линейного руководителя от тщательного анализа проблем,
- возможность привлечения экспертов и консультантов.
Недостатки линейно-функциональной структуры:
- отсутствие горизонтальных связей между подразделениями,
- недостаточно конкретная ответственность,
- тенденция к чрезмерной централизации.