Специфические черты маркетинга туризма
Туризм — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового сектора услуг. Благодаря быстрым темпам роста туризм был признан экономическим феноменом ХХ столетия. Несмотря на то, что в нашей стране туризм пока не воспринимается как полноправный сектор экономики и как предмет для научного анализа, государство с каждым годом уделяет туризму все большее внимание.
Мировая экономико-политическая ситуация стала толчком к активному развитию внутреннего туризма в России в последние годы. Закрытие основных туристских дестинаций для российских туристов обращается россиян к отечественным курортам и культурно-историческим территориям.
С каждым годом увеличивается потребность в квалифицированных кадрах индустрии гостеприимства и туризма, возникают и расширяются возможности вузов, появляются курсы повышения квалификации, готовящие кадры туризма.
Однако специфической чертой, отличающей туризм от других отраслей экономики – является особенность туристского «товара» - услуги. По оценка экспертов, доля услуг и товаров в туризме распределяется как 75% и 25%и соответственно. Результат деятельности в сфере туризма сводится к туристскому продукту.
Туристский продукт представляет сосбой комплекс услуг, максимально отвечающих желаниям туристов и удовлетворяющих их потребности в отдыхе, оздоровлении, познании окружающего мира, размещения, питания и других.
Туристский продукт обладает отличительными характеристиками, присущими услуге, а именно, неосязаемостью, несохраняемостью, неотделимостью от источника и непостоянством качества (4 «НЕ»). Четыре «НЕ» туристской услуги как продукта значительно влияют на особенности маркетинга в сфере туризма.
Функции туристского маркетинга
Туристский маркетинг направлен прежде всего на развитие компании в целях максимизации прибыли, продвижение ее турпродукта, удовлетворение потребительских ожиданий туристов, основанное на изучении туристского спроса.
В соответствии с положениями Всемирной туристской организации (UNWTO) существуют три основные функции маркетинга в сфере туризма:
- Формирование контактов с потребителями туристских услуг. Установление контактов с клиентами ставит своей целью убедить их в том, что предлагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что сами клиенты желают получить.
- Развитие контактов предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. Подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.развитие контактов за счет нововведений;
- Контроль за результатами обслуживания. Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению товаров и услуг на рынок и проверку того, насколько результаты отражают полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей, сравнительный анализ расходов на рекламные маркетинговые мероприятия и полученных доходов.
Комплекс маркетинга туризма (4P + 3Р)
Традиционный комплекс маркетинга состоит из следующих взаимосвязанных элементов, известных как 4P: Product — Price — Place — Promotion.
В индустрии туризма рекомендовано использовать дополнительные стратегии комплекса маркетинга услуг , такие как:
- процесс обслуживания (Рrocess), разрабатывающийся при помощи различных методов проектирования и реинжиниринга, направлен на улучшение сервисных фунций турпродукта;
- персонал (Рeople). Контактный персонал — это персонал компании, который одновременно производит и продает туристскую услугу. Зачастую сотрудников контактной зоны в маркетинге называют «маркетологами по совместительству»;
- материальная среда (Рhysical Evidence). Имеется ввиду атмосфера гостиницы, ресторана, офиса туристского агентства, с точки зрения маркетинга, воздействию на сенсорные каналы человека: визуальный (гармоничный дизайн и интерьер, цветовые решения, организация пространства, освещениет), слуховой (стиль музыки, ее темп и громкость), обонятельный (проветриваемость помещения, приятные запахи), осязательный (температура помещения).
Вместе с остальными стратегиями комплекса маркетинга (продукт, цена, каналы сбыта, продвижение) эти дополнительные три элемента образуют комплекс маркетинга для сферы туризма.