Классификация инноваций
Туризм играет важную роль для национальных экономик по всему миру. Туризм имеет большой потенциал с точки зрения достижения следующих целей, таких как экономический рост, занятость, устойчивое развитие и социальная стабильность. Важность инноваций в сфере услуг и туризма долгое время недооценивали.
Успешные инновации выгодны для туристских компаний, так как увеличивают конкурентоспособность, а также повышают ценность туристского продукта в целом. Технологические инновации рассматриваются как основная движущая сила в индустрии туризма.
Классификация инноваций в индустрии гостеприимства представлена на Рисунке 1.
Функции инноваций
Основные функции инноваций:
- привлекают в производство новые производительные силы,
- сокращают затраты туристского предприятия;
- повышают эффективность труда и производства;
- привносят разнообразие и повышают качество туристских услуг и сервисов;
- повышают уровень жизни каждого человека и общества в целом за счет повышение качества туристской услуги;
- поддерживают равновесие спроса и предложения индустрии гостеприимства;
- стимулируют дальнейший рост творческой активности, являясь результатом интеллектуального труда человека.
Производство и распространение новых технологий стало предметом многочисленных исследований в индустрии гостеприимства. Инновации в туризме обладают следующими классификационными признаками:
- источник идеи, определяющий потребности туристов, разработки, открытия;
- вид инновации - аттракторы, инфраструктура туризма, факторы производства, туристский продукт, управление, способы и средства распределения турпродукта/услуги;
- степень новизны;
- масштабируемость - локальные, глобальные, системные;
- инвестиционное наполнение – капиталоемкие, малокапиталоемкие, некапиталоемкие.
Инновации в туризме должны выступать в качестве системных мероприятий, приводящих к позитивным сдвигам в экономике стран, регионов и в рамках отдельного предприятия. Нововведения обеспечивают устойчивое развитие индустрии туризма в целом, поэтому в данном вопросе важна поддержка государства, национальных и региональных комитетов по туризму.
Словенский совет по туризму отмечает большое значение и роль инноваций в сфере туризма. Инновационные туристические продукты и услуги в Словении могут претендовать на получение национальной премии Sejalec, введенной Советом с 2004 года. Инновации способствуют большей узнаваемости туристического предложения Словении, повышая конкурентоспособность дестинаций. Премией были отмечены такие проекты, как Celica Hostel в Любляне, велосипедный тур через Panonske Terme, Кулинарный центр "Вкус Словении" и другие.
Принципы инноваций
К основным принципам инноваций в туризме относят:
- Научность. Для реализации инноваций используются научно обоснованные методы и знания;
- Системность. Стратегия инновационного развития должна учитывать ресурсные возможности территории (финансовые, экономические, кадровые и другие), критерии социального влияния на общество, факторы внешней среды; 3.Соответствие потребностям туристов;
- Позитивность результатов;
- Значимость и масштабность нововведений;
- Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества;
- Связность. Процесс внедрения инновации должен провоцировать создание следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса;
- Безопасность. Любое нововведение должны отличаться безопасностью для здоровья людей и окружающей среды.