Инновации в экскурсиях
Создание и внедрение в практическую экскурсионную деятельность инноваций различного характера направлено на повышение конкурентоспособности туристских организаций. Турпродукт удовлетворяет запросы и потребности различных категорий населения из разных стран. Именно поэтому в туристской сфере приживаются и активно развиваются инновации.
Впервые термин «инновация» был введен в научный оборот в 1920-х годах австрийским и американским экономистом, профессором Йозефом Шумпетером. По мнению профессора, инновация представляет собой объединение в единое целое всех имеющихся в распоряжении производителя новшеств. Инновации касались не только материалов, из которых изготавливают продукцию, но также способов изготовления, возможностей внедрения продуктов на рынке и т.д.
Инновации помогают предприятиям выдерживать жесткую конкуренцию на рынке сбыта товаров и услуг.
Инновации в экскурсионной сфере рассматриваются как качественно новые формы экскурсии, анимационные программы, которые интегрируются в экскурсионные маршруты, новые подходы к ведению экскурсии, использование новейших информационных технологий. При разработке инновационного экскурсионного продукта можно привлечь большой круг лиц, в том числе специалистов по маркетингу, рекламе, профессиональных экскурсоводов, специалистов из различных областей науки и культуры.
Специалисты в сфере туристического бизнеса выделяют несколько основных критериев классификации инноваций в туристской деятельности на современном этапе:
- Происхождение идеи.
- Форма инновации.
- Масштаб распространения.
- Капиталоемкость внедрения инновации.
Инновации в туризме представляют собой комплексное культурно-досуговое мероприятие, которое включает в себя новые компоненты, предусматривающие новую форму проведения и формирующие спрос на новые туристские продукты на туристском рынке. Так, примером подобной инновации выступают экскурсии на родину Деда Мороза, которые включают в себя не только экскурсионное сопровождение, но и театрализацию, применение интерактивных элементов, которые пользуются спросом у туристов не только на территории России, но и за рубежом.
Особенности инноваций на рынке туризма
Инновации в туризме возникают в ответ на те изменения, которые происходят не только в туризме или каких-либо иных сферах экономики, но и во всех сферах жизни общества. К таким событиям относятся:
- Смена социального заказа или изменение спроса потенциальных покупателей на туристские продукты.
- Расширение области применения достижений научно-технического прогресса, новых технологий и подходов к разработке туристского продукта.
- Расширение информационной базы туристских ресурсов.
- Усиление конкурентной борьбы между субъектами туристской деятельности, предприятиями индустрии гостеприимства, музеями, а также иными структурами и организациями, которые заинтересованы в обслуживании туристов и туристской деятельности.
Принципы внедрения инноваций в туристскую деятельность
Внедрение инноваций в туристскую деятельность осуществляется в соответствии с определенными принципами, такими как научность, системность, соответствие уровню спроса, позитивность и перспективность:
- Принцип научности. Все инновационные достижения должны отвечать требованиям, которые используются в современной науке, в том числе новым требованиям к экскурсии. Разработка экскурсий на сегодняшний день осуществляется при участии специалистов, а именно историков, этнографов, психологов, геологов и т.д. Часто разработке нового экскурсионного продукта предшествует месяцам работы в архивах, музеях, ознакомление со специальной научной литературой, научными экспедициями и т.д.
- Системность. Любой туристский продукт является четко организованным и хорошо систематизированным, аналогичными характеристиками характеризуют процесс его создания. Для того чтобы разработать туристский продукт, необходимо учитывать природные, исторические и административные особенности каждого региона, например, состояние дорог, наличие необходимых специалистов которые будут участвовать в проведении экскурсии, возможность инвестиций. С этой целью проводятся длительные маркетинговые исследования, которые позволяют ответить на многие вопросы, интересующие туристские организации.
- Учет спроса потенциальных потребителей. Любой нововведение должно учитывать потребности будущих клиентов. С этой целью возможно проведение маркетинговых исследований, анкетирование, организация интернет-опросов, которая позволяет предварительно обозначить и обобщить статистику в той или иной области, изучить запросы общества, уровень его развития. Например, при разработке экскурсий экологического профиля необходимо, чтобы реализация данного экскурсионного проекта приносила пользу обществу и не наносила ущерб природе. Кроме того, при разработке экологического проекта необходимо учитывать правила поведения на определенной территории, в том числе на территории природных парков и заповедников.
По мнению Всемирной туристской организации, проблема совершенствования туристских программ и форм обслуживания туристов на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Она поднимается на всех конференциях по туризму, в том числе при обсуждении вопросов внедрения различных категорий инноваций. В последнее время инновации особенно активно используются при разработке экскурсий для людей пожилого возраста, вип-туров, специальных экскурсий для молодежи, детских экскурсионных программ и т.д. Так, одной из самых популярных инноваций стало «оживление» исторических и литературных персонажей для того, чтобы экскурсантов можно было вовлечь в происходящее действие.