Цели и этапы становления делового туризма
Деловой (корпоративный) туризм – сфера туристической индустрии для организации и управления бизнес-командировками сотрудников различных предприятий.
Цели деловых путешествий:
- Организация встреч и переговоров с корпоративными клиентами или партнерами;
- Налаживание деловых связей, расширение сферы деятельности, при-влечение новых инвесторов, поставщиков и других лиц;
- Посещение мероприятий связанных с функциональной областью (вы-ставки, семинары, конгрессы и пр.);
- Проведение совещаний и встреч с руководством дочерних компаний, проверка деятельности и получение отчетов по результатам работы;
- Обучение и обмен опытом;
- Мотивационные путешествия, интенсив-туры;
- Приобретение лицензий, сертификатов и прочих соглашений для продолжения/осуществления деятельности;
- Государственная служба за пределами учреждения;
- Благотворительность и научные изыскания.
Этапы становления:
- Древние века: возникновение торговых отношений между общинами и налаживание сбыта земледельческой продукции; поездки делового характера ремесленников и торговцев.
- Средние века: появление ярмарок, возникновение сферы питания, гостеприимства и развлечений; развитие Великого шелкового пути и появление коммерческих караван-сараев; географические открытия способствующие становлению международного туризма и деловых отношений.
- Индустриальный век (1750-1900): повышение доли промышленности в общем объеме производства, возникновение коммивояжеров; становление и развитие двухсторонней торговли (импорт, экспорт) и рост спроса на деловые поездки; развитие транспортной сети.
- Новое время: зарождение конференц-бизнеса в США, открытие конгресс-бюро; бум делового туризма.
Виды туризма
- Корпоративный отдых с целью сплоченности сотрудников и повышение их навыков совместного достижения цели посредством спортивных мероприятий (гонки, пейнтбол, рафтинг);
- Ярмарки и выставки в соответствии с избранной тематикой деятельности, в рамках которых возможно налаживание деловых связей, заключение контрактов и демонстрация инноваций;
- Интенсив туры – путешествия с целью поощрения хорошей работы определенной группы сотрудников или отдельного лица. При проведении интенсив-туров увеличивается кругозор представителей организации, который совместно с деловыми встречами позитивно влияет на качество деятельности. Данное мероприятие не воспринимается как деловая командировка, однако способна принести компании большую пользу.
Статистические данные и поставщики услуг
Мировая сводка о деловом туризме за 2015 г.:
- Объем рынка деловых поездок свыше 1,7 трлн. долл.;
- Регионы-лидеры делового туризма – Азиатско-Тихоокеанский, Западная Европа, Северная Америка, БРИКС;
- Россия занимает 15 место в сфере деловых путешествий, прогнозируется спад из-за напряженных международных отношений.
Лидерами мирового рынка в сфере деловых поездок и организации корпоративных мероприятий являются: ТМС Egencia, The Priceline Group, American Express, Carlson Wagonlit Travel, BCD Travel и HRG.
Лидерами российского рынка деловых мероприятий стали: IBC Corporate Travel, City Booking and Travel Centre, Zelenski Corporate Travel Solutions, Сontinent Express, UniFest Travel.
Отрасль бизнес-туризма в профессиональной сфере представляют две международные ассоциации — Ассоциация корпоративных управляющих деловыми поездками (Association of Corporate Travel Executives, ACTE) и Международная ассоциация делового туризма (Global Business Travel Association, GBTA).