Принципы стратегического управления
Темпы и принципы экономического развития современного мира требуют от руководителей и предпринимателей профессионального подхода к организации собственного бизнеса.
Основная цель любого предприятия заключается в максимизации своих доходов, сохранении длительного успешного функционирования и получения наиболее выгодных условий на рынке.
Сама по себе рыночная среда создает условия многофакторного воздействия на объект хозяйствования. Каждый субъект рынка действует в собственных интересах, между ними возникают условия конкурентной борьбы, требующие постоянного поиска новых идей и подходов к организации работы предприятия. Таким образом, управление организации становится одним из инструментов сохранения жизнедеятельности компании в условиях рыночной экономики.
Стратегическое управление предприятием является одними из направлений менеджмента организации. Задача данного типа управления заключается в выработке глобальной цели и миссии существования компании. Кроме того, стратегия позволяет создать и применить такой механизм работы, который позволит своевременно реагировать на любые кризисные ситуации, либо преодолевать воздействие рисков.
Стратегическое управление держится на долгосрочном планирование, которое включает в себя:
- поиск и утверждение единого направления развития предприятия;
- разбивку общих целей на подзадачи;
- подбор и выработку принципов достижения поставленных стратегических целей и задач;
- утверждение наиболее оптимальной модели поведения на рынке;
- внедрение разработок в реальную деятельность компании;
- установление обратной связи.
Разработка стратегического менеджмента требует больших затрат финансовых и временных ресурсов. Особое место занимает подготовительный этап, построенный на всестороннем анализе факторов воздействия, а также слабых и сильных сторон компании. Это позволяет включить в модель поведения компании принципы борьбы с кризисами, минимизацию негативных тенденций и развитие потенциала.
Реализация стратегии на практике требует системности и комплексности, что подразумевает общую согласованную направленность деятельность всего предприятия в целом. Установление обратной связи предполагает отслеживание и оценку результатов проведенных мероприятий, а также дает возможность своевременно вносить необходимые изменения в работу предприятия.
Понятие и виды затрат на предприятии
Эффективная работа предприятия в условиях рынка предполагает максимизацию прибыли при удержании относительно невысокого уровня затрат на производство продукции или оказание услуг. Калькуляция и учет затрат являются одним из важнейших направлений деятельности компании. Отслеживание и анализ всех статей расходов позволяет вносит своевременные корректировки, осуществлять управление затратами, оптимизировать соотношение расходов и доходов предприятия.
Самой большой статьей расходов является себестоимость создаваемого блага. Она включает в себя всю совокупность затрат, начиная от выплат заработной платы персоналу и заканчивая расходами по осуществлению сбыта и реализации продукции с целью получения выручки.
Она влияет на следующие параметры работы предприятия:
- Является базой для расчета цены на единицу продукции.
- Выступает показателем эффективности использования ресурсов, средств и предметов труда, самого человеческого капитала.
- Лежит в основе расчета экономической эффективности работы предприятия.
Каждая компания имеет свою специфику деятельности, что определяет статьи ее расходов. Затраты могут делиться по разным признакам, для предприятий существует множество видов затрат, в том числе и специальных для конкретного объекта хозяйствования. Например, существуют внешние и внутренние издержки. К первым относят выплаты по статьям, не относящимся к собственному производству. Сюда можно включить заработную плату, оплату материалов и комплектующих, приобретаемых у сторонних организаций, выплаты за получение услуг аутсорсинга и так далее. Внутренние затраты связаны, например, с невыплатой заработной платы владельцу предприятия, неполучением арендных платежей за использование имущества или недвижимости. Однако, эти упущения позволяют предпринимателю получать определенную норму прибыли.
Практическая работа бизнеса показывает, что величина затрат обычно прямо пропорциональна объему выпуска, поэтому их могут делить на зависимые и независимые от величины производства. Чаще принято говорить о постоянных и переменных издержках. Объем первых не зависит от выпуска. Обычно они представляют собой стабильную величину. А вот переменные затраты напрямую зависят от того, как сработает предприятие за определенный период времени. Руководителю при планировании и управлении необходимо учитывать, либо прогнозировать примерную величину текущих и будущих затрат.
Стратегическое управление затратами
Методы стратегического управления используются так же в сфере менеджмента затрат. Данное направление сформировалось на основе анализа ценности, позиционирования и факторов, которые определяют объем затрат.
Часто предприниматель рассчитывает добавленную стоимость продукции, за счет которой получает доход, относительно внутренних процессов и затрат компании. Такой подход сужает видение перспектив и дополнительного потенциала предприятия в получении большего объема дохода. Анализ ценности продукции подразумевает выявление этих дополнительных источников дохода, которые необходимо включать в стратегическое планирование и управление. Например, установление длительных отношений с клиентами, а также эффективное и долгосрочное взаимодействие с проверенными поставщиками могут положительно повлиять на общую прибыль компании в будущем.
Концепция позиционирования тесно связана с выработкой конкурентных преимуществ и их длительным сохранением. Обычно, резервы для данных маневров берутся при условии минимизации затрат, либо создания такого продукта, который обеспечит преимущества перед конкурентами. Если стратегия связана с оптимизацией затрат, то требуется профессиональный тщательный подход к учету всех текущих, переменных и будущих расходов компании. На первый план выходит организация учетной политики фирмы и ее целевое использование в зависимости от стратегических целей компании.
Оценка факторов, определяющих затраты, так же входит в аналитическую работу перед разработкой стратегического поведения на рынке. Факторы могут быть структурными или функциональными. Понимание процессов и рисков, способных принести дополнительные затраты, является мощным инструментом для их сокращения и повышения конкурентоспособности предприятия по издержкам.