Определение малого бизнеса
Национальные экономики в большинстве стран строятся на рыночной модели отношений. Они подразумевают разнообразие хозяйственных форм и прав собственности, свободу предпринимательской деятельности. Покупатель так же независим в своем выборе и руководствуется лишь полезностью продукта для удовлетворения собственных потребностей. Свобода субъектов формирует конкурентную среду, которая характеризуется большим числом факторов прямо или опосредованно оказывающих влияние на их работу.
Предприниматель в зависимости от имеющихся в наличии ресурсов и денежных средств выбирает форму своей компании – крупную, среднюю или малую. Размер предприятия определяет особенности планирования и специфику работы, а также взаимодействие с факторами окружающей среды.
В современных условиях формы малого бизнеса являются наиболее динамичными и гибкими. Они могут основываться на различных принципах владения имуществом. Кроме того, каждый предприниматель вправе выбирать организационно – правовую форму своей компании. Работа малого предприятия характеризуется объемом выпуска и хозяйственного оборота, а также мощностью производства, количеством сотрудников и другими особенностями, закрепленными в законодательстве страны. К сектору малых предприятий относят индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность без создания юридического лица.
Предприятие малого бизнеса имеет следующие юридические особенности:
- У него есть устав, в котором прописаны цели, вид деятельности фирмы.
- В уставе указано наименование и мест территориального расположения.
- Четко разграничены правила управления и контроля.
- Зафиксированы принципы распределения прибыли.
- Прописаны случаи, требующие реорганизации компании, либо ее ликвидации.
Гражданский Кодекс РФ определяет предприятие малым, если доля участия в нем не превышает двадцати пяти процентов. Большое значение имеет количество сотрудников, трудоустроенных в данной компании. Так, для промышленных, транспортных отраслей и строительства численность работников не должна превышать ста человек. Шестьдесят человек работают в сфере науки и сельского хозяйства. Не более пятидесяти человек в оптовой торговле, не более тридцати – в розничной.
Экономический рост предприятия
Любой хозяйствующий субъект стремится к максимизации собственных доходов, либо получению наиболее выгодных условий существования на рынке. Это относится и к отдельным индивидам. Здесь выгода увеличивается за счет максимизации полезности купленного продукта или услуги. Особенности рыночного механизма требуют от предприятий постоянного стремления к росту, сохранению долгосрочной работоспособности и поддержанию должного уровня конкурентных преимуществ.
Ученые дают различные определения экономическому росту хозяйственной системы, но результативность работы структуры обычно определяется итоговыми показателями доходов. Для предприятий основным показателем является объем полученной выручки от реализации собственной продукции или услуг. При этом считается, что эффективность работы оценивается тогда, когда доход максимальный, а остальные параметры деятельности компании остались на прежнем уровне.
Выручка от продаж показывает тот объем денежных средств, которые компания может реинвестировать в свою работу. Эффективность предприятия оценивается через рентабельность или прибыльность, которую дают те или иные составляющие элементы. Существует мнение, что определение результативности работы компании невозможно осуществить на основе одного параметра выручки. Поэтому рекомендуется использовать совокупность показателей, которые могут включать в себя:
- Параметр, показывающий уровень применения производственных фондов. Сюда относят такие показатели, как фондоотдача, рентабельность основных и оборотных фондов, емкость и вооруженность труда, интенсивность применения оборудования. Обычно параметры рассчитываются относительно прибыли.
- Достаточно важно оценить отдачу от фактора труда. Здесь рассчитывается производительность труда, трудоемкость единицы продукции.
- Оценка отдачи вложенных капитальных средств и применения активов, включает в себя расчет рентабельности собственного капитала, активов, продаж.
- Скорость оборачиваемости активов показывает эффективность использования средств и ресурсов для создания продукции.
- Расчет итоговых показателей дохода и выручки.
Модели роста малого бизнеса
Моделирование является одним из ведущих научных методов. Он позволяет разрабатывать универсальные подходы к организации процессов в работе предприятий. Обычно, моделирование бизнес-процессов основывается на общей стратегии компании. Общая цель компании определяет направление деятельности всех подразделений, а значит, особенности разработки бизнес-моделей.
Консалтинговые компании и экономисты в своей деятельности часто применяют модели анализа или организации бизнеса, проверенные времени. В рамках обеспечения роста предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах могут использоваться следующие модели:
- Матрица Аноссофа позволяет рассмотреть потенциал компании в условиях растущего рынка. Она применяется для разработки новых стратегий в рамках действующего предприятия. Матрица дает возможность увидеть перспективы роста с целью расширения своей доли на рынке, выхода с уже существующим продуктом на новый рынок, так же дает оценить развитие продукта в сформировавшихся текущих условиях. Сюда же относят анализ отдачи от диверсификации производственной деятельности.
- Модель оценки конкурентных преимуществ и привлекательности ниши на конкретном рынке. Рынок рассматривается с точки зрения потенциала компании на нем, конкурентные преимущества оцениваются местом на рынке, отличительными особенностями продукции, уровнем подготовки кадров и другим. Эта матрица дает возможность проанализировать инвестиционную привлекательность предприятия.
- Модель Хофера-Шенделя рассматривает рост компании в рамках быстрорастущих рынков. Основа обеспечения стабильности работы заключается в поддержании должного уровня конкурентных преимуществ. Однако, выход на рынок сопровождается с большим объемом затрат, который не всегда может дать положительный итоговый результат.
- Модель жизненного цикла подразумевает анализ нескольких этапов развития продукта или компании. Стратегия роста рассматривается с точки зрения прохождения этих этапов и их влияния на конечный результат.
Рассмотренные модели применимы как для малого, так и для среднего бизнеса. Некоторые из них могут использоваться для корпораций и международных компаний.