Законодательные основы страхования внешнеторговых сделок
Правила международной торговли являются предметом кодификации, которая проводится Международной палатой торговли с 1936 года под наименованием INCOTERMS. Параллельно с INCOTERMS есть иные торговые стандарты, в частности: американского происхождения (1940 Revised American Trade Foreign Definition); Генеральные условия поставок (1976), которые применяются в странах Востока; Скандинавские комбитермы, которые пересмотрены в 1990 г.
Российская практика во внешнеторговых сделках
В российской практике применяются в основном европейские INCOTERMS.
Они определили условия передачи рисков и ответственности от продавца к покупателю в месте, которое удобно для проверки и осмотра товара, а, следовательно, и обязательства сторон по грузовому страхованию.
По способам перевозки условия INCOTERMS разделяются на:
- применяемые по всем разновидностям транспорта, то есть и для комбинированных типов транспортировки (EXW, FCA, СРТ, DAF, CIP, DDP, DDU);
- применяемые для перевозок морем (FOB, FAS, CIF, CFP, DES, DEQ).
Сделки по условиям CFP, FOB, CIF предусматривают проведение осмотров грузов на борте судна. При грузовой перевозке в контейнерах они не применяются.
Обязательства сторон по страхованию рисков транспортного характера связываются с фиксированием момента и места переходов прав собственности на товары и рисков по ним к покупателю от продавца.
В такой связи отличаются две разновидности продаж:
- продажа товара, который находится в пути, где транспортные риски большей частью содержатся на ответственности покупателя;
- продажа товара по прибытии, где транспортные риски содержатся на ответственности продавца.
Варианты доставки
Доставка судном.
Применяется только в перевозках морем. Передача рисков покупателю совершается с приходом судна в порт назначения. Продавец платит за перевозку груза до порта назначения, страхуя груз от транспортных рисков, уведомляет о прибытии судна в порт покупателя. Покупатель должен принять груз на борту судна, оплачивая выгрузку, решает вопрос по страхованию груза на последующем пути его следования.
Доставка с предъявлением к оплате.
Применяется только в морских перевозках. Передача рисков покупателю совершается после доставки груза на пристань в пункте назначения.
Продавец должен оплатить перевозку груза до порта назначения, страхуя груз от транспортных рисков, принимает на себя импортное оформление таможни, и оплачивает расходы по выгрузке.
Доставка к границе.
Применяется для всех разновидностей перевозок. Передача рисков покупателю совершается после пересечения грузом границы.
Продавец уплачивает за перевозку груза до учрежденного места на границе, принимая на себя экспортное оформление таможни. Покупатель обретает лицензию на импорт, получая груз в учрежденном пограничном пункте, принимает на себя импортное оформление таможни. Вопросы по страхованию транспортных рисков каждая из сторон должна разрешать самостоятельно.
Доставка в установленное место в стране импортера.
Применяется для всех разновидностей перевозок. Передача рисков покупателю совершается в учрежденном месте в государстве-импортере.
Продавец будет нести все расходы, которые связаны с доставкой груза, включая его страхование, в учрежденный пункт в государстве покупателя. Покупатель должен только принимать груз в пункте назначения.
Доставка без оплаты импортного таможенного оформления.
Применяется для всех разновидностей перевозок. Передача рисков покупателю производится в установленном месте в государстве импортера.
Продавец должен нести все расходы, которые связаны с грузовой доставкой в учрежденный пункт государства покупателя, включая его страхование, но не принимает на себя импортное оформление таможни.
Определение условий страхового договора по внешнеторговым сделкам
При заключении страхового договора стороны должны избрать вариант, адекватный товару, способу его транспортировки и упаковки. По согласованию могут страховаться риски, которые традиционно являются исключением, к примеру, народные волнения, военные действия и т.п.
Избрание какого-либо варианта страхового договора стороны реализуют или совместно (при поставке на условиях СИФ), или каждая из сторон разрешает данный вопрос самостоятельно при учете распределения рисков.
При поставке на условиях СИФ, если договором не оговаривается иное, продавец реализует страхование на условиях минимального рискового покрытия. Для множества товаров, вероятность повреждения которых при транспортировке является малой, вполне этого достаточно. Примером могут являться такие товары, как нефть, металл в чушках и т.п.
При транспортировке пенных приборов и оборудования желательно страхование на условиях «от всех рисков».
Сумма страхования по сделке СИФ должна отражать соответствие страховой стоимости продаваемого товара. Страховая стоимость формируется из стоимости товара, который погружен на борт в порту отправления, страховой премии, фрахта и суммы ожидаемых прибылей от продажи товаров. В стоимость страхования включается лишь фрахт, который находится на риске, то есть оплаченный в порту отправления.
Возможны два варианта страхования грузов:
- операция за операцией (страхование в пути);
- за товарооборот в целом (по генеральному полису).
Второй вариант страхования используется при страховании торговых контрактов, которые содержатся последовательные грузовые отправки. Страхователь обязуется уплачивать за все погрузки, за которые он будет нести ответственность по транспортным рискам (покупка ФОБ) или по которым у него существует поручение страховать за счет того, кому будет в последствии принадлежать груз (продажа СИФ или КАФ).
Возможным является оформление страхового договора перевозчиком по страхованию отгрузок, поручаемых ему клиентами, исключая случаи, которые противоречат их распоряжениям.