Социальное управление и социальное взаимодействие
Социальное управление – это сложный тип деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, данная деятельность обеспечивает существование любой социальной организации и решает сложные социальные проблемы.
Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, которые связаны с циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта одновременно выступает и как причина, и как следствие ответных действий других субъектов. Данное понятие практически тождественно понятию «социальное действие», являющемуся исходным моментом формирования социальных связей.
Процессуальный характер управленческого взаимодействия
Социальное управление распространяется на всю систему общественных отношений, представляющих собой ряд разнообразных связей социальных групп, а также внутри них при осуществлении социальной, экономической, политической, культурной деятельности. В связи с чем характер социального процесса отмечен и в социальных отношениях, которые возникли на основании непосредственных взаимодействий между людьми в различных сферах жизни общества, а также социальное управление такими отношениями.
Процесс управления, безусловно, не может быть ограничен только воздействием, так как в управлении очевидно наличествует взаимодействие двух субъектов при осуществлении какого-то типа деятельности, но оно осуществляется не на равных, поэтому в нем непременно присутствуют два элемента – воздействие и влияние.
Конечным смыслом социального управления выступает повышение результативности человеческой деятельности, которое достигается оптимизацией взаимодействия субъекта и объекта управления. Таким взаимодействием отражается деятельностная сторона в управленческой системе, являясь формой социального процесса. В социологии под социальным процессом понимают последовательное изменение качественных состояний или элементов социальной системы, социальных явлений, которые связаны структурно-функциональными или причинными связями.
Социальный процесс, в отличие от любых других, имеет свою специфику:
- в нем отражены изменения характера взаимодействия людей;
- процесс предполагает массу взаимосвязанных социальных явлений, которые находятся в отношениях последовательности;
- последовательность обуславливают или причинные, или структурно-функциональные связи.
Причинные связи следуют из намерений одного человека по отношению к другому. Например, руководитель может навязывать своим подчиненным определенный способ поведения. Взаимодействие начинается, если подчиненный как-либо ответит руководителю.
Социальное взаимодействие, или интеракция – это процесс, основой которого являются действия партнеров, направляемые друг на друга, стремящиеся вызвать определяемую ответную реакцию. Оно предполагает ряд взаимных ожиданий и взаимный обмен реакциями.
Ожидания, или экспектации проявляются устойчивым интересом к ответным действиям партнера. В процессе взаимодействия находят отражение две стороны экспектаций: право ожидания от партнера поведения, которое соответствует ролевой позиции, которую он занимает, а также обязанность вести себя соответственно ожиданиям партнера.
Принято выделять несколько критериев классификации процессов управленческих взаимодействий:
- степень детерминированности социальных связей, которые выступают как основа управленческих взаимодействий – линейных и нелинейных);
- социально-структурные характеристики субъекта и объекта управленческих взаимодействий, которые могут быть индивидуальными, групповыми, прямыми, опосредованными, одноступенчатыми, многоступенчатыми;
- сферы управленческого взаимодействия – с трудовой сфере, политике и образовании;
- характер взаимодействия – рациональное, иррациональное;
- формы управленческих воздействий – авторитаризм, демократия, либерализм, направленность, реактивность.
Совокупностью нескольких оснований определяется главенствующая форма управленческих взаимодействий.
Следствием процесса управленческого взаимодействия выступает его результат. Выделяют результаты прямые и косвенные. В прямых отражается степень достижения цели, а косвенные называют социальными последствиями. Например, рассматривая демократизацию управления, прямой результат этого – участие в нем широких слоев населения, а косвенно – был ослаблен государственный контроль.
Управленческий процесс как социальное взаимодействие объекта и субъекта
Управленческий процесс – это многоступенчатый последовательный процесс социального управления, включающий прогнозирование, проектирование, программирование, планирование.
Каждая из ступеней предполагает наличие собственных методов. При применении методов прогнозирования, определяют вероятные тенденции в изменении того или иного процесса или явления, выступающего объектом управления. Методы проектирования должны научно обосновывать возможные варианты изменения этих явлений. Через методы программирования производят отбор и решают наиболее значимые, определяющие направления развития проектируемого процесса.
Социальное управление содержит ряд особенностей управленческого воздействия:
- многофакторность – включает те факторы, которые возникают в процессе управленческого взаимодействия и которые не могут не учитываться в процессе выбора методов воздействия;
- субъективные интересы людей – социальный характер управленческих взаимодействий определяют в первую очередь интересы людей, включенные в состав субъекта и объекта управления. Они могут в значительной мере влиять на эффективность управленческого воздействия;
- взаимосвязь влияющих друг на друга процессов – социальные процессы, представляющие пространство управленческих взаимодействий, тесно взаимосвязаны. Связи, которые они образуют, могут усиливать или напротив, угнетать силы управленческих воздействий;
- гибкость и вариативность воздействия, которая определяется подвижностью и изменчивостью социальных и управленческих процессов.
Обозначенные особенности управленческих воздействий на социальный процесс отражаются спецификой методов социального управления.