Взаимодействие государственного и местного самоуправления в рамках субъекта РФ – это нормативно регламентированная система принципов, методов и инструментов координации усилий должностных лиц и органов государственного и муниципального управления в рамках предметов ведения для обеспечения эффективного социально-экономического развития региона и муниципальных территорий, его образующих.
Значение взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в рамках субъекта РФ
Прежде всего, следует отметить, что решение задач экономического и социального благополучия населения страны на всех территориях, входящих в ее состав, предполагает необходимость выстраивания эффективного взаимодействия между федеральным, региональным и муниципальным уровнями публичного управления как элементами одной системы.
Указанное также обусловлено тем обстоятельством, что благополучие страны во многом связывается с благополучием региональных территорий, среди которых сегодня наблюдаются существенные диспропорции в уровне социально-экономического развития. В свою очередь, региональные территории складываются из муниципальных территорий, социально-экономическое положение которых также существенно разнится. Без координации усилий федеральных, региональных и местных органов публичного управления невозможно выстроить эффективную систему управления, которая способна решать задачу публичного управления в экономической, социальной, экологической и иных социально значимых отраслях.
Кроме того, передача для самостоятельного разрешения важнейших вопросов местного значения должностным лицам и органам местного самоуправления сегодня не имеет должного финансового, организационного и иного обеспечения, что актуализирует взаимодействие государственных и муниципальных органов в рамках субъекта РФ для наиболее эффективной реализации властного воздействия.
Формы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в рамках субъектов РФ
Деятельность должностных лиц и органов публичного управления как на государственном уровне, так и на уровне местного самоуправления представляет собой административную деятельность, которая подлежит регламентации. Иными словами, деятельность субъектов публичного управления по непосредственной реализации государственных и муниципальных функций задач представляет собой нормативно регламентированные процессы и процедуры.
Формы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления также не составляют исключения и подлежат регламентации. Современная система взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в рамках субъекта РФ предполагает использование следующих форм взаимодействия:
- Взаимодействие органов государственного управления на основе принципа федерализма, то есть взаимодействие федеральных и региональных органов государственного управления при решении общефедеральных задач и задач, входящих в предмет совместного ведения Федерации и регионов;
Взаимодействие органов государственного управления субъектов РФ и органов местного самоуправления, которое осуществляется по трем направлениям:
- взаимодействие, инициированное органами государственного управления субъекта РФ, которое предполагает законодательную регламентацию деятельности органов местного самоуправления, наделение муниципальных органов отдельными полномочиями, входящими в состав компетенции государственных органов, оказание поддержки муниципальным органом при решении вопросов местного значения и др.;
- взаимодействие, которое инициируется органами местного самоуправления. Это те случаи, когда должностные лица и органы местного сообщества направляют обращения в органы государственной власти, выступают с законодательной инициативой;
- взаимодействие, которое инициируется и реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления взаимно, то есть при разработке и заключении соглашений, формировании властных институтов, которые обеспечивают взаимодействие государственных и муниципальных органов, в том числе при формировании органов консультационного и координирующего характера.
Основные направления взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в рамках субъекта РФ
В качестве основных направлений взаимодействия государственного управления и управления местными сообществами в рамках субъекта РФ следует назвать:
- координацию усилий должностных лиц и органов государственного и муниципального управления на территории субъекта РФ, в том числе посредством учреждения координационных и совещательных органов для совместной выработки инициатив и обеспечения их реализации;
- оказание методологической, правовой, консультационной поддержки органами государственного управления должностным лицам и органам муниципального управления для повышения эффективности финансового, организационного, кадрового обеспечения полномочий местного самоуправления;
- передача муниципалитету государственных полномочий для их наиболее эффективной реализации на местном уровне;
- реализация контрольных мероприятий государственными органами в части исполнения муниципальными органами переданных государственных полномочий;
- помощь в организации профессионального развития лиц, замещающих должности муниципальной службы, и выборных должностных лиц местного сообщества;
- совместная разработка и утверждение программ развития муниципальных образований на территории субъекта РФ;
- совместная установление и реализация расходов и формирование доходов государственными органами субъекта и муниципальными органами;
- рассмотрение обращений, которые поступают от должностных лиц и органов местного сообщества в органы государственной власти;
- разработка соглашений др.