Социология и ее структура
Социология – это наука, изучающая становление, функционирование и развитие социальных систем, рассматриваемых как целостные образования, основной элемент которых – люди с их устойчивыми связями, взаимодействиями и отношениями.
Объекты изучения социологии:
- общество как целостная социальная система;
- социальные организации;
- социальные институты;
- социальные взаимодействия;
- социальные явления;
- социальные процессы;
- социальные отношения;
- социальные общности и субъекты.
Структура социологии состоит из следующих элементов:
- микро- и макросоциология. Микросоциология занимается исследованием поведения людей в ежедневной жизни. В макросоциологии изучают взаимосвязь между разными частями общества.
- теоретическая и прикладная социология. Теоретической социологией определяются границы, цели, методы и функции социологического познания. В прикладной социологии изучаются реальные процессы развития общества и предлагаются способы воздействия на социальные реалии.
Принято выделять три уровня социологических теорий:
- общесоциологические теории – исследование общих закономерностей социального развития;
- специальные теории – рассматривание отдельных социальных сфер, общностей или процессов как относительно самостоятельных систем;
- теории среднего уровня – промежуточные между общесоциологическими и специальными.
К функциям социологической науки относят:
- познавательную – занимается изучением и объяснением закономерностей социального развития;
- прогностическую – выстраивает социальные прогнозы;
- проекционную – разрабатывает модели организации социальных общностей и моделей социального управления;
- социально-технологическую – создает службы социального развития, изучает социально-психологические обстановки в коллективах;
- управленческую – разрабатывает методы управленческой деятельности;
- идеологическую – формирует представления о состоянии общества.
Классические социологические теории
Марксизм. Основным достижением К. Маркса в обществоведческих науках является то, что он смог применить гегелевскую диалектику в анализе исторического развития, дав обществу характеристика, как динамично развивающейся в историческом времени структуры. Причиной социальной дифференциации Маркс называл частную собственность.
Структурный функционализм. Спенсер сформулировал три основные постулата структурно-функционального анализа:
- функциональное единство общества, то есть его согласованное функционирование;
- универсальный функционализм – польза от социальных явлений;
- функциональная необходимость.
Социал-дарвинизм представлен работами Гумпловича, Смолла и Самнера. В соответствии с этой точкой зрения, в обществе работают законы животного и растительного миров, в связи с чем, конфликты социальных групп естественны.
Психологизм – это совокупность нескольких социологических концепций, которыми признается первичность роли индивидуальной психики в процессе развития социальных процессов. Основными представителями считают Тарда, Уорда и Гиддингса.
«Социологизм» Дюркгейма. Дюркгейм предполагал, что существование и развитие общества не зависят от действий каждого отдельного индивида. По его мнению, основой социологии выступают социальные (морфологические и духовные) факты.
«Понимающая социология» Вебера – включает положение о том, что общество – это совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится достичь собственные цели. Главными методологическими требованиями теории Вебера выступает отнесение к ценностям и свобода от оценки.
Эмпирическая социология включает комплекс социологических исследований, которые ориентируются на сбор и анализ социальных данных. Среди эмпирически ориентированных школ выделяют Чикагскую школу (Парк, Знанецкий), поддерживающую символический интеракционизм, то есть изучение социальных взаимодействий в их символическом аспекте.
Современные социологические теории
В рамках объективного подхода принято выделять следующие теории:
Структурный функционализм (его яркий представитель Толкотт Парсонс) утверждает, что в обществе разнородным элементам необходимо взаимодействовать как частям слаженно работающего механизма. Социальная деятельность и на уровне индивида, и на уровне группы должна быть направлена на поддержание стабильности социальной системы.
Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) характеризует ряд социологических понятий: роль, статус, конформизм, власть, не через действие макросоциальных структур, как функционализм, а через порождающие их социальные отношения. Хоманс видит суть таких отношений в стремлении людей получить награду и выгоду и обмениваться ими.
Социологические теории социального конфликта:
- Концепция позитивно-функционального конфликта Козера предполагает, что обществу характерно социальное неравенство, из которого вытекает постоянная напряженность в отношениях индивидов и групп.
- Конфликтная модель общества Дарендорфа утверждает, что любое общество базируется на принуждении одних членов общества другими, а разница социального положения вызывает ряд взаимных противоречий и изменение структуры общества.
- Общая теория конфликта Боулдинга предполагает, что у всех конфликтов общие алгоритмы развития. Изучение таких алгоритмов дает обществу возможность держать конфликты под контролем и предсказывать их последствия.
Теории субъективистского подхода:
- Символический интеракционизм говорит, что общество является результатом взаимодействия между людьми, субъективной реальностью, пронизанной субъективными намерениями, и действиями людей.
- Создатель феноменологической теории – Альфред Шюц, стремился применить к области социального знания, задачу, которую поставил Гуссерль – восстановление связи между абстрактными научными понятиями и жизненным миром.
- Этнометодология – направление, занимающееся изучением взаимодействия людей и их отношений к происходящему с точки зрения, близкой к этнографической.