Понятие социологии знания
Социология знания – отрасль социологии, которая включает теоретические и эмпирические исследования взаимодействий между знанием, под которым понимается интеллектуальный продукт, а также его социальная основа.
Объектом социологии знания является знание в широком смысле слова.
Предметом социологии знания являются формы знания, особенности его хранения, распространения и использования и т.д.
Проблемы социологии знания
Р. Мертон выделяет пять групп проблем в социологии знания:
- Выделение составляющих экзистенциального базиса и его структуры. К числу экзистенциального базиса относят социальные потребности и интересы, социальные позиции и роли субъектов, ценности и установки.
- Выделение типов духовных продуктов, подлежащих социологическому анализу, в число которых входят достижения науки, различные идеологии, системы верований и т.д.
- Изучение специфики экзистенциальной обусловленности духовных продуктов в том числе причинная обусловленность, отражение, функциональная зависимость и т.д.
- Выделение явных и скрытых социальных функций знания, которое экзистенциально обусловлено, проявляющихся в критике или поддержки нынешней власти, искажении социальной действительности и т.д.
- Изучение условий, влияющих на объединение духовных продуктов и экзистенциальных факторов.
Широкий круг проблем социологии знания объясняется междисциплинарных характером этой отрасли.
Сущность социологии знания
Социология знания, как уже выше было отмечено, имеет междисциплинарный характер, в связи с чем большинство социологов 19-20 века обращаются к социологии знаний.
Социология знаний включает несколько направлений.
Марксисткое направление считается основоположником социологии знания. Согласно этому направлению, общество, сознание человека и общества в целом обусловлено бытием, надстройка обусловлена базисом, а идеология обусловлена классовыми интересами.
С марксисткой позиции знание, формы знания и результат познания связаны с социально-исторической природой и понимаются как социальные явления.
Социологическое направление Э.Дюркгейма, который исследовал социальную природу религии и теории коллективных представлений.
М.Вебер и его школа изучали социальную роль религии в становлении экономических обществ Европы
В 20-е годы ХХ века социология знания выделилась в самостоятельную дисциплину, основателями которой стали М.Шелер и К.Манхейм.
М.Шелер внес само понятие социологии знаний.
К.Манхейм полагал, что формы и типы социологии знания зависимы от экзистенциальных факторов, которые включают интересы и ценности субъектов, их позиции, и выражают особую социальную перспективу и имеют односторонний характер.
К. Манхейм полагал, что объективное и достоверное социальное знание возможно получить посредством разработки интеллигенцией, которая не отягощена групповыми интересами и ценностями.
Идеи, относящиеся к социологии знания, богатый и теоретический, и эмпирический материал, содержится в трудах П.Сорокина. Его труды в области социологии знания посвящены анализу взаимоотношений различных типов культур и общественных структур в условиях существования разных цивилизаций на протяжении существования мира.
В трудах Т.Парсонса можно наблюдать попытку интерпретировать социологию знания с позиции структурного функционализма. Он полагал, что социологию знанию, занимающуюся исследованием взаимоотношений типов культур и социальных структур, можно внедрить в общую теорию действия.
Наиболее эффективное использование социологии знания возможно при условии понимания способа взаимодействия глубинных смыслов культурной системы с социальной системой при воспроизводстве определенных духовных продуктов при определенных условиях места и времени.
П.Бергер и Т.Лукман рассматривают социологию знания с позиции феноменологии и полагают, что этот раздел социологии следует исследовать процессы социального конструирования реальности.
Сущность социологии знания, на их взгляд, заключается в переключении внимания исследователей с идеологий и философский мировоззрений на область обыденного повседневного знания, поскольку такие знания сильно обусловлены социальной природой и могут значительно различаться в зависимости от типа культуры и времени.
По их мнению, социальная реальность является результатов синтеза знаний, представлений людей о социальном мире в процессе их взаимодействия друг с другом, то есть социальная реальность имеет такой вид, как она представлена в человеческом сознании. Объективная реальность отражает коллективное сознание, субъективная реальность – сознание индивида.
Таким образом, социальная реальность обусловлена представлениями людей – тем самым представлена социальная функция знания.
Развитие социологии знания привело к формированию в качестве самостоятельных наук социологии образования и науки, социологии религии, социологии философии и научного знания, что несколько затормозило ее развитие.
Между тем, в 80-е годы ХХ века появляется новое направление социологии знаний, которое предметом своего изучения делает осознание отношений между собственной практикой ученого и предметом его изучения, то есть внутринаучную рефлексию. Этот подход позволил улучшить методы наблюдения образов социальной реальности.
Таким образом, в настоящий момент, существует ряд проблемных областей социологии знания. Помимо вышеназванных, в 90-е годы был поставлен целый ряд проблем социологии знания, в том числе формы знания, социальные причины доверия или недоверия к итогам научной деятельности, легитимация знания.
В настоящий момент можно выделить следующие тенденции развития социологии знания:
- перенос внимания на проблемы социальных функций знания, повышение его социальной роли в современном мире,
- усиление внимания исследователей на проблемах стиля мышления и его особенностей в зависимости эпохи, места проживания и условий развития,
- широкое распространение эмпирических исследований