Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социология журналистики

Связь социологии журналистики с другими отраслями

Социология журналистики является отраслевой социологией. Так как журналистика является коммуникативной системой, то социология коммуникации стала наиболее близкой для социологии журналистики отраслью, и чаще всего эти два направления рассматриваются как единое целое.

Социология журналистики, так же, как и социология коммуникации, изучает социальную коммуникацию. Рассматривается она в двух основных направлениях:

  1. Межличностная коммуникация;
  2. Массовая коммуникация.

К массовой коммуникации относятся средства связи, средства массовой информации, реклама, социальные сети и глобальная сеть Интернет. Относительно предмета социологии журналистики логичнее будет говорить именно о социологии массовой коммуникации. Иногда некоторыми исследователями в этом контексте употребляется термин «социология массмедиа».

Социология массовой коммуникации довольно близка к социологии журналистики, но не в полной мере совпадает с ней. С одной стороны, предмет социологии массовой коммуникации обширнее (включает в себя все виды массовой коммуникации, не только средства массовой информации, но и рекламу, паблик рилейшнз – связи с общественностью и прочее). С другой стороны, он узок, так как журналистика помимо коммуникативной функции выполняет и многие другие:

  1. Информирование;
  2. Просвещение;
  3. Развлечение;
  4. Интеграция.

Предмет социологии журналистики

Определение 1

Таким образом, социология журналистики – это отрасль социологии, которая изучает закономерности и особенности функционирования средств массовой информации в обществе во взаимодействии их с аудиторией, издающими, руководящими и финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности на основе методов, которые были приняты социологической наукой.

«Социология журналистики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Предмет социологии журналистики – функционирование в обществе средств массовой информации как социальной актуальной оперативной массинформационной системы. Главное условие этого функционирования – взаимодействие с социальными институтами и с различными аудиториями. Итак, в социологии журналистики исследования направлены на выявление закономерностей в формировании информации и ее дальнейшего продвижения в общество.

Предмет социологии журналистики можно рассмотреть в виде достаточно развернутой структуры. Сюда входят следующие элементы.

Во-первых, это субъект деятельности, которая производится в социологии журналистики. Тут принято рассматривать структуру средств массовой информации, их строение и подробную характеристику каждого аспекта.

Во-вторых, деятельность журналистов. Сюда входят потребности и интересы деятеля, его функции, цели и основные задачи, которые ставятся в процессе сбора, обработки и систематизации информации, направления и содержание деятельности. Немаловажным является выбор специфических средств, методов и форм для получения информации, а также нацеленность на результат и тот эффект, который информация окажет на общество и социальные системы.

В-третьих, обратим внимание на условия деятельности социологии журналистики. Они зависят от социально-политического, экономического, духовного и психологического состояния общества в определенный исторический промежуток времени.

Функции социологии журналистики

Мы уже указали ранее, что социология журналистики очень сильно пересекается с социологией коммуникаций. Также и функции социологии коммуникации становятся автоматически функциями социологии журналистики (развлекательная, информационная, просветительская).

Но социология журналистики имеет и свои специфические функции, к которым относятся следующие:

  1. Теоретико-познавательная – направлена на выявление и трансляцию знания о журналистике и ее основных аспектах;
  2. Описательная – анализ и описание основных социальных событий, которые рассматриваются через призму журналистики;
  3. Прогностическая – определение основных тенденций в обществе, которые можно определить при помощи разнообразных расследований в области журналистики. Благодаря средствам массовой информации и самый обычный рядовой житель может заметить изменения в обществе, его структуре. Важным является фактор того, как журналисты и СМИ преподносят эту информацию, и какое мнение под их воздействием складывается у человека;
  4. Мировоззренческая – в данном случае благодаря средствам массовой информацию можно составить образ или мнение о каком-либо деятеле, политике, организации или просто социальном явлении.

Виды исследований в социологии журналистики

Журналисты нередко берут на себя роль социологов, и им приходится также выполнять ряд исследований. Мы выделим и проанализируем следующие:

Маркетинговые исследования - их цель для журналиста – поиск и установление информационной ниши для изданий и программ. У каждой газеты или любого телевизионного шоу есть своя аудитория, поэтому необходимо грамотно понять, каковы потребности у людей, чтобы удовлетворить их путем публикации или выпуска определенной печатной литературы или телевизионной передачи. Также применение социологических методов помогает в выявлении наиболее платежеспособных рекламодателей.

Изучение информационных потребностей и предпочтений целевой аудитории - этот метод созвучен с методом маркетинговых исследований. Его специфика заключается в том, что определяется также так называемое «аудиторное поведение».

Определение 2

Аудиторное поведение – это предпочтения в телевизионных или радиоканалах, изданиях. Аудиторное поведение определяет интерес и отношение аудитории к органам и средствам информации.

Контент-анализ в социологии журналистики. Метод контент-анализа – это качественно-количественный анализ содержания конкретного источника информации (передача, газетное издание, журнал, радиопередача, Интернет-источник). [/Определение]

Замечание 1

Благодаря социологическим исследованиям производится выработка потенциальной и реальной аудитории, а также типологических характеристик средств массовой информации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot