Психология и журналистика
Наука психология изучает психические процессы в человеческой психике, а также порождаемое ими поведение. Это означает, что сфера психологии журналистики ограничена лишь поведением и психическими процессами в психике человека, что участвует в создании, распространении и потреблении продукции масс-медиа.
Чаще всего в русле психологии журналистики рассматриваются следующие направления:
- средства массовой информации в современных психологических информационных войнах;
- основы теории общения;
- закономерности и особенности восприятия информации СМИ;
- личность журналиста;
- состав аудитории;
- специфичность творчества журналиста;
- психологическая типология текстов средств массовой информации;
- и пр.
Вопрос личности журналиста
Одним из актуальных вопросов в психологии журналистики является вопрос личности журналиста. Под личностью должна пониматься сумма психических процессов в психике человека, что изменяются при социализации и определяют человеческое поведение.
Личность основывается на своих (личностных) характеристиках, например, на характере, моторике, интеллекте и пр.
Под психологической культурой журналиста подразумевается культура, что базируется на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и пр.
Так, прослеживается четкая связь психологической культуры журналиста с культурологией, социологией, социальной психологией и пр. науками, поскольку это понятие очень сложно и объемно.
Психологические основы деятельности журналиста
При всей своей индивидуальности и самобытности журналистика предъявляет крайне высокие требования к журналистам, поскольку журналистика является особо сложным видом общественной деятельности, это не только творчество, но и общение с разными людьми, и журналисту следует обладать как минимум поверхностными знаниями психологии человека.
Текст журналиста на данный момент в нашей стране и почти во всем мире базируется не на идеологии, а на ментальных структурах, на базовых ценностях и страхах человека – представителя современного общества.
Современная медиареальность отражается в изменении коммуникативного поведения потребителей СМИ. Так стала важна психологическая компонента интерактивных форм журналистики. «Эффект присутствия», обычный для сегодняшней журналистики, достигает пика и становится «эффектом участия». Это состояние, при котором человек уже не просто поглощает информацию, а оперирует ею как посчитает нужным.
К сожалению, чаще всего журналисты относятся к психологической стороне масс-медиа только как к инструменту или как к источнику дополнительных возможностей манипуляции мнением аудитории.
Секреты психологии человека применительно к журналистике
Один из любопытных секретов психологии человека и масс заключается в том, что если человеку единожды удается произвести положительное впечатление в каком-либо обществе, то позднее ему подсознательно приписываются и прочие позитивные качества и наоборот. В журналистике и прочих видах деятельности этот эффект можно объяснить проще, например, выражением о том, что сначала ты работаешь на репутацию, а позднее репутация начинает работать на тебя.
Также для журналиста при общении с человеком важно знать и такую хитрость: следует всегда кивать головой при разговоре, особенно в случае, если сотрудник СМИ желает расположить к себе собеседника или что-то у него попросить.
Важно знать и секрет, что заключается в перефразировании того, что сказал человек и повторении этого – так журналист покажет собеседнику, что он его понимает, улавливает все его мысли, и его эмпатия искренняя.