Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психология и журналистика

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Психология и журналистика

Определение 1

Наука психология изучает психические процессы в человеческой психике, а также порождаемое ими поведение. Это означает, что сфера психологии журналистики ограничена лишь поведением и психическими процессами в психике человека, что участвует в создании, распространении и потреблении продукции масс-медиа.

Чаще всего в русле психологии журналистики рассматриваются следующие направления:

  • средства массовой информации в современных психологических информационных войнах;
  • основы теории общения;
  • закономерности и особенности восприятия информации СМИ;
  • личность журналиста;
  • состав аудитории;
  • специфичность творчества журналиста;
  • психологическая типология текстов средств массовой информации;
  • и пр.

Вопрос личности журналиста

Одним из актуальных вопросов в психологии журналистики является вопрос личности журналиста. Под личностью должна пониматься сумма психических процессов в психике человека, что изменяются при социализации и определяют человеческое поведение.

Личность основывается на своих (личностных) характеристиках, например, на характере, моторике, интеллекте и пр.

Под психологической культурой журналиста подразумевается культура, что базируется на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и пр.

Так, прослеживается четкая связь психологической культуры журналиста с культурологией, социологией, социальной психологией и пр. науками, поскольку это понятие очень сложно и объемно.

Психологические основы деятельности журналиста

При всей своей индивидуальности и самобытности журналистика предъявляет крайне высокие требования к журналистам, поскольку журналистика является особо сложным видом общественной деятельности, это не только творчество, но и общение с разными людьми, и журналисту следует обладать как минимум поверхностными знаниями психологии человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Текст журналиста на данный момент в нашей стране и почти во всем мире базируется не на идеологии, а на ментальных структурах, на базовых ценностях и страхах человека – представителя современного общества.

Современная медиареальность отражается в изменении коммуникативного поведения потребителей СМИ. Так стала важна психологическая компонента интерактивных форм журналистики. «Эффект присутствия», обычный для сегодняшней журналистики, достигает пика и становится «эффектом участия». Это состояние, при котором человек уже не просто поглощает информацию, а оперирует ею как посчитает нужным.

Замечание 1

К сожалению, чаще всего журналисты относятся к психологической стороне масс-медиа только как к инструменту или как к источнику дополнительных возможностей манипуляции мнением аудитории.

Секреты психологии человека применительно к журналистике

Один из любопытных секретов психологии человека и масс заключается в том, что если человеку единожды удается произвести положительное впечатление в каком-либо обществе, то позднее ему подсознательно приписываются и прочие позитивные качества и наоборот. В журналистике и прочих видах деятельности этот эффект можно объяснить проще, например, выражением о том, что сначала ты работаешь на репутацию, а позднее репутация начинает работать на тебя.

Также для журналиста при общении с человеком важно знать и такую хитрость: следует всегда кивать головой при разговоре, особенно в случае, если сотрудник СМИ желает расположить к себе собеседника или что-то у него попросить.

Замечание 2

Важно знать и секрет, что заключается в перефразировании того, что сказал человек и повторении этого – так журналист покажет собеседнику, что он его понимает, улавливает все его мысли, и его эмпатия искренняя.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Анатольевна Пискарева

Эксперт по предмету «Журналистика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис