Социолого-маркетинговые исследования
Маркетинг как стратегия управления продажами имеет долгую историю, сопоставимую с историей товарного хозяйства как такового. С развитием социологической науки, особенно эмпирической и прикладной социологии, все очевиднее становились возможности использования традиционных методов социологических исследований в изучении рыночной конъюнктуры.
Так появляется социология маркетинга – прикладная социологическая дисциплина, направленная на исследование рынка с помощью:
- давно апробированных и хорошо зарекомендовавших себя методов и приемов эмпирической социологии, направленных на сбор, обработку и анализ информации по конкретным сегментам рынка;
- опоры на концептуально-теоретические модели социального поведения в рыночных условиях, разрабатываемые в смежных социологических и экономических дисциплинах.
Задачи социологии маркетинга
Информация, получаемая в процессе маркетинговых исследований, часто в серьезной мере имеет социальный характер – или же, во всяком случае, такой характер имеет значительная часть этой информации. Содержательное богатство и разнообразие маркетинговой информации, ее потенциал как источника знаний о различных процессах, происходящих в общественной жизни, - все это заставляет особо акцентировать ее значение в ряду других видов информации. Отсюда и стремление к практическому использованию маркетинговой информации, повышению ее эффективности часто сопряжено именно с социальными аспектами реализации конкретной продукции – как на микроуровне (индивидуальный, групповой уровень), так и на макроуровне (социум в целом).
Оптимизация рыночных стратегий, направленная, с одной стороны, на достижение экономических целей (получение прибыли), а с другой – на достижение целей социальных по своей природе (в том числе удовлетворение растущих потребностей самых широких масс потребителей и анализ социальной деятельности в рыночной сфере) есть главная и первоочередная задача социологии маркетинга.
Решению этой главной задачи способствует тот факт, что в ходе проведения социолого-маркетинговых исследований выявляются определенные тенденции потребительского поведения и потребительских ожиданий самых различных социальных групп. Исследования вскрывают латентные (скрытые) перспективы роста и падения платежеспособного спроса на конкретные категории товаров и услуг в конкретных социальных группах.
Социология маркетинга – одна из самых «молодых» отраслей социологической науки. Следует отметить, что сам вопрос о необходимости выделения ее в качестве отдельной дисциплины на сегодняшний день остается дискуссионным. Противники такого подхода утверждают, что спонтанно сложившаяся практика использования эмпирических методов социологии в маркетинговых исследованиях не может вести автоматически к созданию новой науки.
Социологические методы маркетинговых исследований
Основные социологические методы, используемые в маркетинговых исследованиях:
- Массовые опросы с использованием количественных методов исследования и анализа.
- Массовые опросы с использованием качественных методов исследования и анализа (фокус-группы, интервью).
- Специализированные рыночные тесты и т.д.
Указанные методы применяются для решения разнообразных маркетинговых задач, таких, например, как: проверка имеющейся информации по статистике рынка, ее детализация, мониторинг общих направлений потребительского поведения и потребительских ожиданий, анализ конкретных сегментов рынка. В отдельную группу выделяют исследования, связанные с эффективностью рекламного воздействия на потребителя, состоянием рекламно-коммуникационных каналов и пр.