Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Качественные методы социологических исследований

Определение 1

Качественный метод исследования – это метод сбора, обработки и анализа информации об индивидах или социальных процессах.

Сущность качественных методов

Объектом качественных исследований становятся личности, как исполнители социальной роли. Предметом качественных исследований можно назвать процесс и типологию исполнения роли или вариацию социального выбора.

Качественные методы исследования позволяют не только выявить общие закономерности развития личности или протекания социального процесса, а специфику практической реализации феноменов в определенных конкретных ситуациях.

Качественные методы исследования отличаются тем, что характер получения информации более открыт и проблема, а также первоначальные гипотезы формулируются в общем виде с последующей возможной конкретизацией.

Статья: Качественные методы социологических исследований
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Внутри качественных методов может отсутствовать четкое разграничение исследовательских этапов, поскольку сбор и анализ данных происходит одновременно. При качественных исследованиях применяются неформализованные и неизмеримые методы сбора первичной информации. Например, это могут быть глубинное интервью, нестандартизированное наблюдение, анализ личных документов и пр.

Области применения качественных методов в социологии и их типы

Таким образом особенностью качественной социологии можно назвать возможность формулировать обобщения на основе одинакового эмпирического материала.

Результаты исследования, которые получены на основе качественных методов не всегда просто воспроизвести. Другими словами, не каждый исследователь может получить аналогичные результаты, опираясь на одни и те же методы, пусть даже в сходной ситуации.

Такую тенденцию можно рассмотреть на примере качественного социологического исследования экономической сферы деятельности человека. Во время такого исследования происходит:

«Качественные методы социологических исследований» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • описание личностью разнообразных аспектов жизненного пути и отношения к ним;
  • выявление жизненных смыслов и их интерпретация;
  • получение глубинных знаний, которые выражаются обыденным языком;
  • гибкость и жесткость стандартизации.

Области и механизмы применения методов социологии достаточно разнообразны. Например, с их помощью можно исследовать:

  • адаптацию к новой социальной ситуации в случае миграции населения;
  • гендерные особенности и специфику повседневной практики потребления;
  • экстремальные ситуации в производственной сфере;
  • социальную и трудовую мобильность.

К основным качественным методам социологического исследования относят:

  • наблюдение;
  • глубинное интервью;
  • метод фокус-групп;
  • анализ личных документов.
Определение 2

Наблюдение – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Что касается наблюдения, то его общей задачей является формирование представления о качественном подходе в социологическом исследовании, путем анализа и фиксации явлений или черт личности. Метод наблюдения применяется также и в количественном подходе.

Реализуя качественное наблюдение, социолог должен не просто фиксировать непосредственно наблюдаемое, но и правильно толковать действия наблюдаемых. Здесь необходимо обращать внимание на контекст социальной ситуации и разнообразные психологические моменты. Качественное наблюдение применяют тогда, когда невозможно исследовать внутреннюю жизнь узких социальных групп.

Определение 3

Социальная группа – это устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Метод глубинного интервью также применяется в социологических исследованиях качественного характера.

Определение 4

Глубинное интервью – это метод социологического исследования, который часто применяется в маркетинге.

При этом компания берет объемное интервью у ряда представителей целевой аудитории, чтобы узнать об их предпочтениях, вкусах, страхах и сложностях и учесть эту информацию при разработке или улучшении продукта.

Глубинное интервью позволяет получить информацию путем продолжительной беседы непринужденного характера. При этом интервьюер и интервьюируемый примеряют на себя роли равноправных собеседников.

Глубинное интервью может быть неструктурированными и структурированным. Свободное интервью без структуры предполагает ситуацию, когда социолог формулирует тему и не перебивает испытуемого в процессе ее раскрытия.

Неструктурированное интервью может быть диалоговым и нарративным:

  • Нарративное интервью – это свободный тип интервью, без вмешательства со стороны интервьюера, или деликатно управляемым социологом повествовательный рассказ (нарратив) интервьюируемого о событиях или эпизодах личной биографии.
  • Диалоговое интервью — это особый вид интервью: равноправный обмен взглядами исследователя и респондента по различным вопросам. Мнение социолога может заставить интервьюируемого уточнить свою позицию или изменить её.

Метод фокус-группы – это метод полуглубокого интервью, который проводится в форме дискуссии, активно применяется внутри социологического знания для пилотажной проверки сформулированных гипотез.

Что касается качественных исследований, то метод фокус-группы применяется для получения информации о мнениях участников группы по различным вопросам. Например, это может быть проверка эффективности рекламы. Организационно фокус-группа предполагает сбор всех участников в определённом месте в назначенное время.

Проводить фокус-группу должен интервьюер с должной степенью опыта. При этом продолжительность составляет не менее часа. Участники фокус – группы должны собираться случайно, можно вести запись происходящего. Часто интервьюеру помогают ассистенты. Сама дискуссия предполагает столкновение индивидуальных мнений на равноправных условиях.

Такой метод позволяет существенно сэкономить материальные и временные силы исследователя по сравнению с индивидуальным интервью. Фокус-группа применяется в маркетинге.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot