Для уяснения сущности массовой коммуникации как деятельности выделим ее основные элементы, опираясь на зарубежный и отечественный подходы.
Зарубежный подход к МК как деятельности
Массовая коммуникация как деятельность представляет собой последовательность коммуникативных действий, каждое из которых, в свою очередь, состоит из:
- отправителя сообщения
- кодирующего устройства
- сигнала
- расшифровывающего устройства
- получателя.
Это состав действия, характерный исключительно для технической коммуникации. Но поскольку возможна его экстраполяция и на общество в целом, то как отправитель, так и получатель сообщения оперируют текстом, под которым понимается закодированное при помощи определенной совокупности символов и кодов сообщение, а затем – с расшифрованным сообщением. Эта связь В.Шраммом обозначается обобщенным термином «пабликс» (publiks), в содержание которого им включаются как отдельные представители социума, так и различные общественные институты.
Однако, из данной схемы нельзя понять, под воздействием каких именно социальных связей оказывается отправитель (коммуникатор) и получатель (реципиент).
Отечественный подход к МК как деятельности
В отечественной же философии и социологии, а также нарождающейся коммуникативистике, при традиционной опоре на исторически сложившийся гносеологически подход к проблемам познания общества, наряду с выявлением схему коммуникационных действий анализируются правдивость и глубина отражения действительности в массовых информационных процессах.
Подход к массовой коммуникации, развивавшийся в нашей стране еще в 60–70-е годы, противопоставил указанной выше зарубежной концепции идею о необходимости активного включения социальных параметров в общетехническую конструкцию. Наибольшая показательность характерна для структуры коммуникативного процесса, предложенной М. Лауристин. Согласно данной концепции поток сообщений МК располагается в центре одного обширного континуума, включающего социальные и технические подсистемы.
По горизонтали данный автор располагает следующие подсистемы:
- социально-политическую и экономическую организацию общества;
- социальный институт, выступающий в качестве коммуникатора и делающий возможным совершение коммуникативных действий профессиональными журналистами и представителями социума;
- аудиторию массовой коммуникации;
- социальную структуру населения.
По вертикали он размещает такие подсистемы:
- систему хранения и ретрансляции социальной информации;
- совокупность знаковых средств и технических каналов МК;
- совокупность отображаемых событий и явлений;
- социальную действительность как систему, но выступающую в свою очередь как подсистема в общем коммуникативном континууме (обширном поле коммуникативных действий, в котором идет обмен информацией различного рода).
В данной структуре наиболее полно охватывается весь комплекс явлений окружающей общественной действительности и определяется место, занимемое сообщениями массовой коммуникации как в познании данной действительности, так и в постижении самого человека. Это означает совмещение технического и гуманитарного подхода.
Более сжатая схема, в основе которой не линейный принцип, а двусторонний, кольцевой, представлена В. Боревым и А. Коваленко. В ней также объединяются наиболее существенные элементы массовой коммуникации как деятельности. Они включают:
- адресанта
- сообщение (текст), которое закодировано по определенной знаковой системе
- канал связи, охватывающий эти элементы
- адресата.
Все коммуникативное действие находится в определенном культурно-коммуникативном поле (контексте).