Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы коммуникации в социологии

Определение 1

Социология коммуникации – это отрасль социологии, которая занимается исследованием системы коммуникации в обществе и степенью ее воздействия на сознание и поведение индивидов внутри групп.

Факторы развития коммуникации в социологии

На развитие коммуникации в социологии влияют несколько факторов:

  • социальные изменения, которые влияют на тематику всех исследований в социологии коммуникации;
  • техника или появление инновационных средств массовой коммуникации;
  • новые методы исследования коммуникации в социологии.

В истории выделяют три этапа становления массовой коммуникации:

  • 1920 -1930 гг. В этом предполагалось, что массовая коммуникация будет иметь большие возможности и целенаправленно воздействовать на общественное мнение и поведение;
  • середина 1940 -ых – начало 1970-ых под влиянием эмпирических исследований формируется уверенность в могуществе прессы, которая постепенно сменилась мнением о том, что ее воздействие на аудиторию не столь значительно;
  • начало 1970-ых годов – настоящее время происходит возврат к научным парадигмам первого этапа и новым социальным реалиям, отсутствует ведущее направление в социологии коммуникаций.
Определение 2

Общественное мнение – это форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Зарубежные социологи о массовой коммуникации

Массовая коммуникация также исследовалась зарубежными социологами.

Уолтер Липман в своей работе «Общественное мнение» высказал гипотезу о том, что стереотипы поступают к индивиду посредством материалов массовой коммуникации, которая, так или иначе влияет на него. При этом массовые коммуникации конструируют мнение аудитории и могут менять ее представления о том или ином социальном феномене.

Г. Лассуэл является автором модели коммуникативного акта «S — O — R». В данном случае:

  • S – стимул;
  • O – принимающая сторона или организм;
  • R – реакция или исследуемые социологом эффекты.

В Йельском университете под руководством К. Ховланда был сформулирован вывод о том, что для того, чтобы повысить эффективность влияния на аудиторию, необходимо учитывать психологические особенности людей. При этом основным коммуникативным фактором называют особенности индивидуального восприятия людьми факта общения.

«Основы коммуникации в социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Теория «минимального эффекта» был предложен П. Лазарсфельдом, который сделал ряд открытий, касающихся ограниченного влияния массовой коммуникации на целевую аудиторию. Автор проводил исследования радиослушателей и вместе с коллегами пришел к выводу, что информация из передач имеет колоссальную степень влияния на активные группы населения. Эти люди генерируют общественное мнение и активно потребляют массовую информацию.

Что касается М. Маклюэна, то он разработал «теорию средства». Основа данной концепции заключалась в том, что любой прогрессивный этап становления общества обусловлен уровнем развития технических средств. Главным тезисом данной теории можно назвать тот факт, что «средство – есть сообщение». Другими словами, восприятие информации аудиторией зависит от того, по каким каналам подается сообщение.

Многие исследователи данного направления критикуют его за абсолютизацию воздействия технических средств массовой коммуникации, что он не считает их нейтральными.

Отечественные социологи о коммуникации

Что касается отечественных исследований в социологии коммуникаций, то они развивались в двух основных направлениях:

  • направление социометрии, в котором велись исследования общественного мнения и социальных общностей, как сфер, которые непосредственно оказывают влияние на деятельность массовых коммуникаций. В рамках этого направления трудились А. Грушин, Б.М, Фирсов и др.;
  • разработка теоретических аспектов массовых коммуникаций.

Вышеупомянутые направления породили два подхода в отечественном изучении массовой коммуникации:

  • медиацентрический, при котором массовая коммуникация описывалась, как некоторая целостная система, функционирующая по собственным уникальным законам, и влияет на формирование общественного мнения;
  • социоцентрический подход заключается в анализе сути деятельности массовой коммуникации, которая обуславливается спецификой аудитории, которая выражает уникальные мнения и взгляды.

В 1983 году появилось первое полноценное определение феномена массовой коммуникации за авторством Ю.А. Шерковича.

Определение 3

Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

На сегодняшний день существует большое количество определений феномена «массовая коммуникация», «коммуникация» в социологии, что позволяет утверждать о многогранности данного феномена.

Объектом современной социологии коммуникации, так же как и многих других наук является социальная сущность обмена информацией.

Предметом социологии коммуникаций называют совокупность основных проблем и понятий, которые способствуют обнаружению общих закономерностей социальной деятельности людей.

Функции коммуникации

Функциями коммуникации в социуме можно назвать:

  • информирование людей о мировых событиях в обществе и сущности инновационных процессов;
  • обеспечение социальной связи и интерпретации существующих в мире норм и властных отношений;
  • создание возможностей для развлечения и отдыха, а также снижение уровня современной социальной напряженности.

Таким образом, понятие коммуникации в социологии имеет интегративный характер и позволяет понять, каким образом, формируются прочные социальные связи, которые необходимы для нормального развития социального пространства, а также каждого конкретного человека внутри него.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot