Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие массовой коммуникации как разновидности массового человеческого общения

Определение 1

Массовая коммуникация - это процесс трансляции сведений (информации, духовных ценностей, знаний, норм права и морали т.д.) посредством технических средств на большие по численности аудитории.

Понятие и условия массовой коммуникации

Коммуникация видится в качестве одной из основных общественных составляющих современного мира.

Существуют определенные условия, при которых коммуникация может считаться массовой:

  • информация имеет значение для социума;
  • аудитория обладает признаками массовости (анонимность, разделение на интересы, рассредоточенность);
  • обладание специальными средствами и механизмами, обеспечивающими регулярность, скорость, хранение, многоканальность.

Массовая коммуникация обладает некоторыми характерными признаками, к которым относятся следующие:

  • аудитория имеет массовый характер;
  • общение организованно и институционально;
  • общение реализуется при использовании неких средств техники;
  • в общении четко прослеживается ориентация на социум;
  • возможность выбрать средства коммуникации, многоканальность;
  • информация значима с социальной точки зрения;
  • связь между коммуникацией и аудиторией не прослеживается при общении;
  • предъявление высоких требований к соблюдению общепризнанных правил общения;
  • групповой характер коммуникации;
  • приоритет двойного подхода к восприятию сообщений;
  • признаки актуальности для социума, публичности, массовости;
  • аудитория отличается своей разрозненностью, массовостью, стихийностью и анонимностью.

Средства и методы массовой коммуникации представляются как определенные передатчики и каналы, с помощью которых существует возможность распространить информацию на различные территории.

В массовой коммуникации применяют такие технические средства, как: СМИ (средства массовой информации), к которым относятся пресса, телевидение, радио, Интернет; технические средства - телефакс, почта, телефон; СМВ (средства массового воздействия) – цирк, кино, театр, литература.

«Понятие массовой коммуникации как разновидности массового человеческого общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Роль массовой коммуникации состоит в создании массового общественного настроя, в регулировании социально-психических процессов общества. Поэтому массовая коммуникация является действенным средством для оказания на социум воздействия.

Основные виды аудитории массовой коммуникации

Всю аудиторию принято подразделять на две большие группы – массовая и специализированная. Эта классификация основывается на количественном критерии, при этом аудитория специализированного характера в определенных ситуациях бывает больше или меньше, нежели массовая.

Массовая аудитория. Данная категория включает в себя группу людей, которые объединяются случайным образом. У них не прослеживается каких-либо общих особенностей. Они не сходи по профессии, экономике, политике, возрасту, культуре, интересам. Как пример можно привести круг людей, которые собрались в одном и том же месте, с целью послушать музыку, исполняемую вживую уличным музыкантом. Также к этой категории относятся люди, которые ежедневно потребляют распространяемую СМИ информацию на каналах. Здесь идет речь о читателях газет и журналов, радиослушателях, телезрителях и пр.).

Специализированная аудитория. Такая категория отличается от ранее рассмотренной тем, что в ней объединяются люди, которые имеют общие интересы, цели, ценности, образ жизни, культуру, профессию и т.д. Как пример можно рассмотреть аудиторию, которая поддерживает конкретный канал коммуникации (телезрители «ТНТ», читатели журнала «Вопросы психологии», радиослушатели «Русского Радио» и т.д.). К ним же относятся люди, которых связывают общие новостные, спортивные, криминальные, культурные рубрики. Еще одна группа – это аудитория, которая поддерживает определенный вид коммуникации, например, только телезрители или только читатели журналов и газет).

Типы аудитории массовой коммуникации

Общественные группы имеют возможность знакомиться с конкретными информационными источниками благодаря разделению аудитории на типы.

По отношению к конкретным источникам информации их аудитория может подразделяться на реальных и потенциальных; регулярных и нерегулярных; условных и нецелевых потребителей массовой информации.

Целью современных средств массовой информации является улучшение деятельности в области потребления обществом информации. Для выполнения этой цели происходит установление взаимодействия аудитории и коммуникаторов. Пути могут быть различными: эпистолярный (почта), анкетирование, мгновенный (опрос по телефону, горячая линия), проведение исследований и т.п.

Множество исследований аудитории помогли сформулировать определенные виды реакций аудитории на массовую коммуникацию:

  • явные реакции (такие реакции доступны для того, чтобы непосредственно за ними наблюдать);
  • деятельностные реакции (они связаны с реализуемой людьми деятельностью и состоят из ценностных, когнитивных, практических, коммуникативных, тонизирующих);
  • изменяющие реакции (средства массовой информации влекут за собой изменения в деятельности и сознании людей);
  • временные реакции (в данном случае речь идет о временных параметрах тех изменений, которые происходят в сознании и деятельности людей: дальние, ближние, продолжительные, краткосрочные).

Средствами массовой информации предусматриваются методы, воздействующие на аудиторию. К таким средствам можно отнести внушение, обучение, убеждение и так далее. Уровень воздействия диктуется тем, в какой степени общество нуждается в получении в данный момент времени этой информации, а также с какой регулярностью она доводится до него.

Помимо информации, имеющей социальную значимость, для общества актуальны оценочные сведения, так как именно они играют существенную роль в формировании обществом своего мнения. Это может быть используемым политическими силами способом для того, чтобы достигать свои цели.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot