Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социологические исследования массовой коммуникации

Определение 1

Социология массовой коммуникации представляет собой отдельную область социологических исследований, в центре внимания которых закономерности процессов массовой коммуникации, функционирование институтов, которые производят и распространяют массовую информацию, и последствия их деятельности.

Теоретические проблемы социологических исследований массовой коммуникации

Главными теоретическими проблемами социологических исследований массовой коммуникации выступают следующие:

  • осмысление взаимоотношений и взаимодействий между СМИ и обществом посредством изучения закономерностей реализации процессов массовой коммуникации, властных институтов;
  • функционирование и влияние СМИ как социальных институтов;
  • роль социальных институтов в экономической, политической жизни общества, формировании общественного мнения, воспроизводстве в культуре.
Статья: Социологические исследования массовой коммуникации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Становление социологии массовых коммуникаций как самостоятельной области научного познания было обусловлено интенсификацией темпов развития информационно-коммуникативных технологий, которые оказали заметное влияние, существенно изменили социально-культурные процессы современных обществ. По своей сути, указанная область познания выступает междисциплинарной, однако, в наибольшей степени она подвержена влиянию социологии.

Задачи социальных исследований массовой коммуникации

Специфика и суть социологического подхода к изучению массовой коммуникации определяет следующие задачи данной области научного познания:

  • выявление особенностей функционирования институтов СМИ в широком социальном контексте;
  • выявление взаимосвязей между институтами СМИ и другими социальными институтами;
  • определение функций и дисфункций в процессе реализации массовой коммуникации;
  • изучение специфики взаимодействия массовых коммуникаций с культурой;
  • анализ вопросов манипулирования массовым сознанием посредством СМИ;
  • исследование особенностей распространения определённых идеологических установок и ценностей посредством СМИ.
«Социологические исследования массовой коммуникации » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности социологических исследований массовой коммуникации

Замечание 1

В качестве особенностей социологического подхода к изучению массовой коммуникации следует назвать широкое использование эмпирических исследований. Социологические методы изучения массовой коммуникации формировались и развивались одновременно с развитием теоретических представлений в нескольких направлениях.

В рамках первого направления детальному изучению подвергались процессы воздействия массовой коммуникации. Становление данного направления было обусловлено появлением радиовещания в 20-х годах прошлого столетия, рождением тоталитарных государств, которые нуждались в системе массовой пропаганды. Соответственно, главной задачей данного периода выступало изучение факторов и условий повышения эффективности пропагандистского воздействия.

Определение 2

Эффективность массовой коммуникации рассматривалась как трансформации знаний, установок личности в результате пропагандистского воздействия.

В рамках данного направления разрабатывались такие методы социологического исследования, как:

  • контент-анализ,
  • выборочный опрос,
  • эксперименты, п
  • анельное исследование аудитории.

Впоследствии в рамках данного подхода осуществлялись исследования механизмов формирования общественного мнения, изменения потребительского поведения в результате маркетинговых коммуникаций и пр.

Второе направление социологических исследований направлено на изучение аудитории в контексте процессов повседневной реализации массовых коммуникаций. В фокусе внимания данного направления – индивидуальные мотивации к реализации массовой коммуникации, жанровые и тематические интересы аудитории, изучение паттернов медиапотребления и пр.

Таким образом, современные социологические исследования массовой коммуникации направлены на изучение различных аспектов влияния массовых коммуникаций на аудиторию, целей создания дискурсов массовой коммуникации и особенностей их восприятия аудиторией.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot